Клуб Активной Рыбалки "Налим" » Заполярье, 17.08-2.09.2012…

Заполярье, 17.08-2.09.2012…

Так случилось, что несколько припозднился с отчётом, просто сейчас впечатления от поездки устоялись и можно слегка отстранённо мысленно вернуться назад.

Уже который год,  для нас с Юлей (женой),  вопрос,  куда поехать в отпуск на рыбалку  вообще не вопрос — только  на  Кольский!

Как всегда перед поездкой составили список необходимого  лагерного снаряжения, одежды, снастей, продуктов. Всё это загрузили в машину, которая будет нам и домом и транспортным средством. Нитка маршрута известна: Москва — Ярославль — Вологда — Вытегра — Пудож -Медвежьегорск  и далее прямо до Мурманска. Несмотря на то, что идёт активная реконструкция дороги, весь маршрут 2000км.,   проехали менее чем за 2 дня, с ночёвкой за Медвежьегорском.

Как всегда связались с друзьями с форума  Мурман-Фишинг и наметили  примерную программу поездки. Эту поездку мы решили начать с рыбалки в море т.к. никогда  до того там не ловили и не имели опыта  морской рыбалки. Первичную информацию собрали на сайте,  договорились с друзьями Андреем и Мариной о встрече на Титовке. И вот 20км., горной,  раздолбанной,  дороги, которую  проехали за час, и мы на берегу  губы  Кутовая между Средним и Рыбачьим полуостровами.

Обычно место для стоянок у моря выбирают в устьях ручьёв, и заранее заботятся о дровах для костра. Мы  приехали  уже к вечеру, поэтому успели только разбить лагерь,  приготовить на газу в 3х местной зимней палатке «Маверик» (ставшей нам кухней) лёгкий ужин, по чуть – чуть за дорогу, за встречу, за рыбалку!…

Утро – до обеда, ушло на сбор лодок, снастей, экипировку.

Лодка «Кайман 330» с мотором Ямаха  8л.с. Снасть — это удилище 2.1м для морской рыбалки, мульт  метров на 200 лески или шнура, и 1.5м ставка из лески 0.5-0.6мм, на конце — пунда и выше неё — два крючка или  стримера, привязанные в 20-30см друг от друга на коротких поводках. Пунда — это или готовое изделие, купленное в рыболовном магазине или самодельная, как у меня трубка, залитая свинцом. Нам, для ловли, хватало веса 100-300гр. Обязательны жилеты, желательны рации и GPS. Практически всю информацию можно найти на сайте «Мурман-Фишинг».

Первый выход на воду случился при полном отливе, поэтому и лодку и  мотор и весь  шмурдяк  пришлось тащить по галечнику метров 100 до воды. Высота прилива в  месте, где  мы стояли, доходит до 3-х. метров. По эхолоту глубина в месте лова около 30 метров.  Ветер  в тот день был  юго-восточный  4-6 м/сек  .

Друзья посоветовали искать привязки, которые обозначены пластиковыми буями-бутылками. Нашли привязку и встали. Глубина 23 метра. Готовим снасти и насадку: резку кальмара, селёдку, креветки. Опускаем снасти в воду, несколько взмахов и вот первая поклёвка и первая морская рыба пикша грамм  на двести. Продолжая  ловить, выяснили,  что лучше клюёт на резку селёдки.

Попадалась   тресочка  до 1кг., сайда, пикша, камбалёшка, морской чёрт, кусты ламинарии…  У жены во время одной из остановок у дна и последующего подъёма повисло что-то тяжёлое, думали опять ламинария, но… оказался громадный краб! Через некоторое время  и у меня — краб.

Так как  был пик прилива, и рыбы на ужин мы наловили, решили закончить рыбалку и поехать на берег. Быстро ошкерили (почистили) рыбу. Далее — восхитительсная уха из морской рыбы, приготовленная друзьями, жареная пикша, сайда, камбала, треска, печень трески и сайды!  В качестве свежей зелени к рыбе жена набрала по берегу травы «лигустикум», похожей на петрушку. Ну и конечно по чуть-чуть за рыбалку!

На следующий день у друзей — проблема с мотором, и пока они выясняли причину, мы с женой, во время отлива накапываем пескожила, и надо сказать не напрасно т.к. на него клевало не хуже, чем на селёдку, особенно камбала.  Мотор друзей так и не захотел заводиться, и мы весь день ходим в связке. Ветер был довольно сильный, поэтому ни одна из привязок не смогла удержать наш тандем на месте, а в дрейфе ловилась в основном ламинария. Но тут в заливе проявилась сайда (определили по чаечнику), которая  ближе к берегу кормилась песчанкой, выгоняя её на поверхность. В этом случае сайду можно поймать  в толще воды любой блесной, лучшей из которых является кастмастер. Поклёвки случаются и на падении и на проводке. Поймали за полчаса ведро сайды от 0.5 до 1кг и поехали на берег т.к. друзья промокли и в лодке оказалось литров 50 воды. Вечером друзья уехали домой т.к. для них начиналась новая рабочая неделя. Ну, а мы остались до понедельника. Выспались, не спеша собрались, набрали  лигустикума  и поехали на Титовку ловить Сёмгу.

Через два часа по приезду мы уже установили лагерь, подготовили снасти, я сходил за лицензиями, жена приготовила вкусняшки из ранее добытых даров моря, неспешный ужин и сон до утра под  шепот воды в реке.

Утром прошли по реке. Рыбаков не много. Уровень воды  настолько мал,  что можно просмотреть  всё, что находится на дне. Выяснили, что свежей осенней рыбы ещё нет и ловится в основном уже лошалая,  постоявшая в реке тинда. На обычных местах мы её не нашли т.к. она скатилась в ямы или стояла на нерестилищах. Решили половить в самом начале  лицензионного  участка,  т.е. ближе к морю.

Я ловил нахлыстом, жена на спиннинг и сбирулину.  И надо сказать наши надежды оправдались. Мы брали только по одной лицензии в день и, тем не менее,  за  три дня, что мы были на реке, нам удалось поймать  три  тинды  на 1,8, 2,3, 2.5, и двух кумж  0.8  и 1 кг. Причём, самую крупную сёмгу и кумж поймала жена на блесну!

Наши надежды на заход  «осёнки» не оправдались, к тому же 1-го. сентября заканчивался  лицензионный  лов  и река становилась не доступной для спортивного рыболовства. Мы созвонились с новыми знакомыми из Мурманска, Галиной и Игорем, которые обещали свозить нас на труднодоступное озеро, где они неплохо  ловили кумжу. В пятницу выезжаем в Мурманск и затовариваемся свежими продуктами т.к. предполагали  остаться на озере (пожить в одиночестве), до конца поездки. И вот встреча с новыми друзьями в условленном месте, далее  более  2 часов  по  шоссе,  лесовозная  дорога  и несколько км.  дороги, похожей на сад камней. Не смотря на то, что друзья говорили о том, что озеро, ввиду его труднодоступности для авто , мало посещаемо, всё оказалось совсем не так.  За время нашего пребывания постоянно на озере находилось до 5 машин с их экипажами.

Озеро довольно большое в сети других озёр и глубокое, местами эхолот показывал 30м. На удочку ловится сиг, троллингом-  кумжа (на воблеры с заглублением от1м до3м естественных раскрасок, т.е. под  хариуса, сига, форель), вернее до последнего времени  ловили… пока об озере не узнали сеточники. Количество сетей стоящих и стоявших можно определить по количеству брошенных привязок на берегу. День  троллинга не принёс нам ни поклёвки, ни рыбы. Хотя у друзей одна кумжа примерно на 2кг. убежала прямо из  подсачека!  Мы – же, к вечеру, нашли  малоприметный ручеёк, который  незаметно  втекал  в озеро и жена на вертушку поймала двух хороших хариусов, кумжу на 1кг и несколько окуней. Вся эта рыба, вечером, запечённая на решётке и стала нашим ужином.

Утром на озеро опустился густой туман.  Узнаём, что Игорь в 3 ночи решил пойти потроллить. Уплыл и не смог вернуться т.к. совершенно не знал, куда плыть в тумане. Всю ночь жена поддерживала с ним связь по рации. Когда вернулся,  рассказал, что была поклёвка крупной кумжи, но она перепутала снасти  и, в конце концов, сошла вместе с воблером, оборвав  леску. После этого  ему пришлось заночевать на берегу. Понял, что кроме рации в лодке совершенно  необходим  GPS.

В этот день наши попытки поймать кумжу опять оказались без результата. Вечером  друзья уехали, а мы решили задержаться в надежде на то, что на неделе будет поменьше народу.

На следующий день у меня случилась поклёвка кумжи кг. на 3, которая после подсечки торпедой  дважды вылетала из воды, но мне удалось подвести её к лодке  до подсачека, но опять она дважды сделала метровые свечки и освободилась в прыжке от воблера,  в полуметре от подсачека. Успокоившись и анализируя затем  ситуацию, пришел к  выводу, что причина схода рыбы — жесткое удилище — необходим достаточно гибкий кончик. Перемонтировал всё на другую палку,  но, увы. Это была первая и последняя «зачетная» поклёвка на этом озере. Ещё день мы пытались поймать рыбу спустившись на нижнее озеро, но, объехав  его по периметру  вернулись ни с чем. По берегам везде следы пребывания сеточников. К вечеру вернулись рыбаки,  уехавшие на верхнее озеро. Кроме ловли на удочки, на которые они поймали несколько пиписочных кумженок, они поставили три  сетки, из которых они сняли сижка на 200гр., щупака на 0,5, и кумжечку на 0,5. При этом сожалея о том, что озеро убили «сеточники», что раньше на тролл  ловили больше и т.д. Ну что тут скажешь…..

Оставаться на этом озере не имело  смысла,  и мы решили опять поехать опять на море.

Недолгие сборы, дорога около 200км. и мы снова  на Среднем в Мотовском, но теперь, ввиду сильного  юго -восточного  ветра 6-8м/сек., по совету друзей  остановились в губе Большая  Мотка (в районе бывшего пос.Большое Озерко).

Как и везде в России,  куда можно доехать на машине — кучи бытовых отходов. Поставили лагерь, собрали лодку и снасти и пока жена готовила  ужин, я пошёл пообщаться с рыбаками, которые уныло сидели у своих лодок. Выяснилось, что весь день  дул  сильный  ветер  и выйти  в море было  опасно. К  тому же узнал, что при сильном ветре рыба уходит в глубину и плохо ловится. Только утром, пока не было ветра, кто-то успел поймать 2-3кг. мелкой пикши.

На следующий день, проснувшись довольно поздно, опять пошёл узнать о рыбалке. Выяснилось, что с утра  провернулась сайда и народ успел поймать по ведру и теперь  шкерил (чистил) её на берегу.

Решили пройти по акватории,  посмотреть  глубины, привязки, попробовать половить. Волнение было не большое и нам удалось отыскать несколько привязок и забить их  в  навигатор, т.к. при сильной волне найти их очень трудно. Глубина в месте лова 20-40м. На одной из привязок  стала довольно активно ловиться пикша и камбала-ёрш,  тресочка  до1кг., вытащили 2 краба и уже собирались ехать на берег  и выматывали снасти как у жены и у меня поклёвка. Она с трудом вытягивает 3х сайд по 1кг. т.е. по сайде на каждый крючок, у меня одна. Снова опускаем снасти, пробиваем весь слой воды под лодкой, ничего. Стало понятно, что стая сайды «пролетела» в залив. Быстро отвязываемся и тоже «летим»  вглубь залива. Но две или три пробы в разных местах успеха не принесли  и мы решили вернуться на берег.

На берегу встретил рыбачка, с которым разговаривал утром и он  показал на море. Касатка! Это она загнала сайду в залив. Касатка показалась ещё раз там, где мы полчаса назад  рыбачили  и ушла в море, а в конце залива образовался  чаечник.  Рыбачёк посоветовал нам не терять время и ехать прямо туда. Что мы и сделали. Как ловить  он объяснил всё предельно просто: въезжаешь в центр  чаечника, забросы  кастмастера  метров на 10-25 и дальше всё зависит от сноровки рыбака и правильной снасти, которая должна выдержать 2-3 живые торпеды!

Наблюдал, как по 10-15 минут рыбаки вытягивали даже кг. сайду  3м. удилищами для ловли щуки. Рыбачёк, с кем я общался на берегу, до сих пор ловит сайду на ленинградские алюминиевые спиннинги с невской катушкой,  на которую намотана  клинская  0.4, с белой блесной и двумя белыми крючками на поводках без насадки. Рыбалка возможна и с берега, если рыба активна – один рыбачёк  на 20 гр. джигголовку  с красным  октопусом  ловил сайду на каждом забросе.

После 2х-3х забросов и изъятия рыбы, необходимо перемещаться за уходящей стаей, да и ветер постоянно сносит лодку. Иногда вода буквально закипала вокруг — так  много было рыбы и так активно она охотилась на песчанку. Всего час такой рыбалки и у нас в лодке полный сахарный мешок сайды от 1кг. до 2кг! (видео — здесь http://video.mail.ru/bk/vremin/1/2.html )

С трудом заставляем себя закончить рыбалку. Уже вечереет и нам её необходимо ещё шкерить и солить. Заканчиваем уже по тёмному. Возбуждение от рыбалки ещё не прошло, но по чуть-чуть за рыбалку, под жареную печень, приносит ощущение того что рыбалка состоялась! К тому же подъехали Галина и  Игорь  и вечер прошёл в «тёплой дружеской обстановке»…

Вообще,  в среде Мурманских рыбаков, семейных пар, увлекающихся рыбалкой, довольно много и очень часто лидер – жена!  Это в полной мере относится к нашим друзьям.

Утром, во время отлива, на литорали, женщины насобирали мидий. Вечером, зажаренные в масле их дегустировали все, кто оказался рядом с нашим лагерем. Местные рыбаки  на литорали собирают песчанку. При мне, один рыбачёк, набрал целый пакет около 2кг., которую  как он рассказал,  затем   жарит  или томит с овощами. Иногда, когда погода не позволяет выйти в море, песчанка становится единственным «уловом». Мы же собирали её для насадки.

Вечером опять  наловили мешок сайды…

Воскресное утро выдалось ветреным, была большая волна и мы решили повременить с выходом.

Местные же рыбаки, некоторые на  «уфимках», всё же поплыли к своим привязкам. Было несколько жутковато смотреть на то, как они, то взлетали на волнах  на 1-1.5м. то пропадали в них. И это ради 2-3кг.  мелкой  пикши…

Юля занялась чисткой и приготовлением печени. Занятие надо сказать не из лёгких. Необходимо очистить её от червей перетопить в рыбий жир и законсервировать. За этим не лёгким  занятием она просидела  почти до вечера.

Когда к вечеру ветер немного  утих,  мы проехались по привязкам, но ничего интересного не поймали и решили завершить рыбалку. Далее сборы в дорогу, промывка лодки и мотора.

Доехав до Мурманска, отвезли пойманную рыбу волонтёрам  собачьего приюта.

Снова 2000км. нелёгкой дороги, но теперь домой!  Но, не успев отъехать и сотню километров,  стали строить планы на следующую поездку!

До свидания  Кольский!

Спасибо друзьям  с  «Мурман –Фишинга» за рыбалку, за компанию!

Спасибо  всем, кто дочитал этот «поток сознания» до конца! Но, поверьте,  любая рыбалка  на Кольском  запоминается надолго, и не зря, те кто там побывал,  говорят, что, не успев уехать оттуда, снова хочется туда!

16 комментария на “Заполярье, 17.08-2.09.2012…”

1. Очень интересно! Спасибо!
    Образовалась пара вопросов:
    1.Насколько я знаю на побережье Баренцева моря так просто не попадешь…Везде сплошные ЗАТО..и базы СМФ. Чтобы попасть на Средний надо ехать через Заозерск, а он ЗАТО..Как с этим боролись?Или не все так плохо?
    2. Только мы тут обсуждали семужьи реки и то что не для простых смертных они, как Петрович выкладывает отчет про семгу :) Значит варианты есть..Титовка не ООПТ выходит? А почем лицензия и где ее брать?

Спасибо!

2. 1. Средний и Заозерск — в разных местах. Сейчас совершенно свободен (в плане каких-либо пропусков) проезд и на Средний, и на Рыбачий (есть только на трассе перед Титовкой КПП погранцов, необходим только общегражданский паспорт). В те места, где есть ЗАТО, мы не ездили… В настоящий момент на Средний и Рыбачий наблюдается настоящее паломничество рыбаков и туристов, целые колонны машин с разных концов России и зарубежья.
    2. Реки на Кольском по степени доступности есть разные. Мы постоянно ездим на Колу, Уру, Титовку, Западную Лицу (последняя была в этом году закрыта для любительской рыбалки). Стоимость лицензии на 6 часов лова (1 рыба поймал-изъял) на эти реки для жителей России — 300 рублей, жителей Мурманска и области — 200 руб, для пенсионеров вне зависимости от места жительства — 100 руб. Самый интересный в плане рыбалки период — начало сезона — конец мая/начало июня.

3. Спасибо за подробный и интересный отчет. Как же все меняется!
    Окончательно осознал, что не поеду на кольское море и Титовку. До Норвежии те же два дня пути.

4. Pnin
    Володя спасибо за помощь.

ДМ пишет:

Дима , конечно Норвегия интересней по рыбалке и не только…
    Но мы решили сначала попробывать на Кольском…
    Причин тому две : 1-отсутствие опыта (т.е. экипировки,снастей, техники лова), 2-бюджет(наши затраты на эту поездку составили примерно 25000рублей, причём половина это стоимость топлива для машины и лодки, а недельная поездка в Норвегию, судя по отчётам, от 40 000).

5. Отчет замечательный, спасибо!
    Если можно — пара вопросов.
    1. Как дорога вокруг Онежского через Пудож? В прошлом году катался по Карелии, огибал озеро по другому берегу — потом пришлось менять резину.
    2. Реально по Кольскому где вы были ездить на переднеприводной легковушке, или нужен полный привод?

6. Все три отчёта с Кольского просто супер! Всё подробно и интересно описанно и за фотодокументированно!
    У меня знакомый в августе 3 недели сплавлялся по Варзуге и притоку. Хотели по порогам походить, но не тут то было — воды в реке было столько, что ни одного порога не было видно!! Зато было столько сёмги, сколько команда знакомого ниразу не видела! Средний размер рыбы — 3 кила. Правда там заповедник, и лов спиннингом, увы, запрещён. Из-за высокой воды катера рыбохраны ходили по всей реке и штрафовали… Знакомый тоже попался, но рыпь успел спрятать/отпустить, так что штраф выписали только за разложенный спиннинг. Брали сёмгу только на еду в полевых условиях. Лицензию на сплав по Варзуге брали в Мурманске. По порогам не походили, хоть рыбы половили… :)

7. technolog

1 Да, дорога перед Вытегрой и после Пудожа, когда ехали туда, как после «ковровой бомбёжки». Когда возвращались, её подремонтировали и мы проехали быстро и без проблем. И так каждый год!
    2 Вообще ,к любому лицензионному участку, возможно подъехать на любом авто. На Средний и Рыбачий, т.е. в те места где мы были, проезд возможен на любом авто. Несмотря на то, что это горная дорога, довольно разбитая, но в летний период она доступна для проезда в любую погоду.
    Нам встречались и наши шестёрки, и девятки, и десятки, и паркетники, и, как рассказали друзья, ,они встречали и Оку и Таврию! Конечно не полетишь,но, доползти можно на всём! Тем более это всего 20км! Что касается подъезда к озёрам и другим водоёмам, находящимся в удалении от дорог, то вот здесь, всё зависит от авто, погоды и других мало предсказуемых факторов.

8. Matroskin
    Я был там в прошлом году на Маршруте Полисарка — Пана -Варзуга. Мы как-то разминулись с рыбнадзором,
    их вертолёт приземлился ниже по течению.. У всех тех, кто был ниже, отобрали спининги и выписали штраф.
    Через час после отплытия от стоянки, где у нас была днёвка, втретили два катамарана, экипажи которых «запивали» потерю двух палок, не из дешевых, которые отобрал рыбнадзор.
    Мы ещё пару дней плыли до Варзуги и без проблем вернулись. Возможно просто повезло!.

9. Думаю что вам повезло!
    Меня удивил состав рыбнадзора: 2 сотрудника рыбохраны — мужчина и женщина, 2 милиционера из Мурманска и 2 омоновца с калашами из Питера ! :)
    Я у вас ещё вот что забыл спросить: а как вы якорились в море на 20-30 метровой глубине? Там же помрёшь вручную якорь поднимать/опускать!!
    А привязки-буи привязаны на верёвке, т.е. камень на дне утоплен?

10. Matroskin
    В качестве грузила чаще всего используют мешки, типа сахарных, наполненых камнями, верёвка-бухта стекляшки и пластиковая бутылка или их связка -это и есть привязка.

11. Очень интересно и красиво . Много информации , которая не часто встречается и будет безусловно полезна для новичков. Семужьи реки кольского условно можно разделить на две категории . Реки перичисленные автором — это реки общедоступные для всех . Любой может приехать , купить лицензию и ловить семгу. Но строго в пределах лицензионного участка и в определенный интервал времени . Когда семга идет , то там бывает и много народа , а там где бывает много народа всегда есть негатив в виде куч мусора и неадекватных людей. Есть реки мение доступные(на авто совсем недоступные) там расположены лагеря для крутых (с вертолетной заброской) причем просто лицензию за 300р. на такие речки не продают . Или покупай тур на неделю где все включено , но за бешеные деньги.
    Лично я езжу на кольский ради отдыха на пока еще дикой природе . Именно поэтому я стараюсь держаться подальше от семужьих рек и мне пока вполне хватает кумжи с хариусами. Но чтобы уединиться и почувствовать полный отрыв с каждым годом приходится забуриваться все дальше.

12. Питерцы с которыми мы ехали вместе на вездеходе рассказывали , что несколько лет назад на Варзуге омоновцы разбудили их , вывели из палаток и устроили шмон , ничего не нашли , кроме ножа , который сошел за оружие и был отобран(понравился кому-то).
    Смешанный состав патруля — это там обычная практика , чтобы своих не отмазывали. Мурманских посылают на Варзугу , а рыбнадзор с Варзуги под Мурманск. В гробу я видел такой «отдых».

13. Matroskin
    Привязывались за бутылки. Поэтому и называется привязка.
    Иногда, как говорят местные рыбаки , пограничники их срезают, но, через некоторое время, рыбаки ставят их снова.

14. Vladimir 57

… и дальше. С баз, где есть РПУ , организуются вертолётные пулы в верховья рек, Летние лагеря и т.п. Сэтим столкнулись несколько лет назад на Йоканьге.
    Растёт моторизованный прессинг на водоёмы местного населения и летом и зимой. Наступление прогресса на природу неодолимо.

15. Летние лагеря обычно функционируют до середины августа . В этом году встретили группу они шли с Восточной Лицы и видели летние лагеря уже свернутами . Чтобы не попасть нужно иметь агентуру среди местных . У меня такие знакомые есть.