По самому краю (о. Итуруп).

Вот и начался долгожданный отпуск! Мы на одном из красивейших мысов Сахалина – на Великане. Гуляем по литорали штормящего Охотского моря, наслаждаемся видами и вдыхаем насыщенный морской воздух.
Но наш путь лежит на Курилы. Теплоход долго идет по спокойному заливу вдоль побережья Сахалина. Затем, миновав мыс Анива – входит в пролив Лаперуза. Утром нас встречает туманный остров Итуруп, пассажиров на берег перевозят на плашкоуте.
 Забрасываемся к началу маршрута на надувном Фрегате 550 с 60 сильным мотором. Более 100 км водного пути, большая часть по Охотскому морю и 25 км по Океану. Причудливые скалы, чайки, бакланы, сивучи, киты, в заливе дельфины охотятся на косяк горбуши – видны их фонтанчики.

Огибаем остров с севера, ветер становится встречным, большие пологие волны Тихого Океана качают нашу лодочку. Любуемся водопадом Илья Муромец (141м), а наши проводники торопятся завести лодку в бухту – ветер крепчает. У восточного побережья дурная слава, еще никто не прошел его целиком на подобных судах…

Остались одни на краю Земли, но на самом деле мы здесь всего лишь гости. Бухта, гора, речка, хребет и даже полуостров острова носили гордое название хозяев здешних мест — все это Медвежье.

Нам нужно дойти до базы вулканологов, это всего около 6 км по-прямой. Оттуда, прежде чем отправиться на речку Славная — посетим вулкан Кудрявый.
Начали подъем по сухому руслу ручья, поросшего кедровым стлаником, карликовой березой и хитом здешних мест — бамбуком. Средняя скорость передвижения 300 метров в час, жарко и тяжело (35 кг за плечами). Наш путь лежит от бухты через бесконечное число оврагов, но в них нет воды.

Ночевка на склоне, сутки без воды и соответственно без обеда ужина и завтрака. Бессонная ночь не прибавила сил, все мысли только о воде. Некоторые вышли ночью с фонарями собирать зеленую бруснику. Рот сухой, начал припухать язык. Утром собирал рюкзак — полулежа, долго тупил у холодненькой двухлитровки с водкой ))). Позже удалось найти спасительную лужу с водой.
На фото видно вторую часть нашего пути. Сначала огибали вершину, потом пересекли лавовый поток (то еще удовольствие). База находится на озере, которое слева, под черными шлаковыми сбросами. Так же слева на хребте видны снежники, вдоль этого хребта течет (слева на право) река Славная. Видно, как она огибает край гигантского болота и уходит в каньон (центр фотографии вверху).

На третий день, завершили однодневный переход ))). На базе подняли государственный флаг.

Оставив здесь основной груз, мы отправились на вулкан Кудрявый, кстати, по фумарольной активности – мощнейший в Союзе. На песке много медвежьих следов.

Вскоре увидели и медведя, мирно пасущегося недалеко от нас. Посвистели, он нас увидел, но продолжил кормиться ягодами. Интересно это тот, что вчера к нам заходил или другой?

Начали подъем, усилился ветер. Склон стал круче. Входим в зону дымов, одели респираторы и очки. Очки запотевают – пришлось снять, ест глаза. Сыпуха жуткая. Главный пресёк пораженческие настроения – обратная дорога отрезана дымами, путь к спасению – пересечь ядовитый шлейф и выйти к наветренной стороне вулкана. Идем исключительно по GPS, кучно, чтобы не потеряться, да и спущенные камни не успевают разогнаться. Выходим на седловину к кунгам, один смят лавиной, второй еще цел. Дают дышать.

Подготовили кунг для ночевки, и пошли осматривать фумарольное поле. Потрясающе. Нет слов. Сильно удивлены следами медведя, что он тут делал? Ночь на седловине была бесподобна.

А утром поменялся ветер и выкурил нас из убежища. Надели намордники и мигом взбежали на вершину вулкана. Шокированы открывшимися видами. Вид с вершины вулкана на кунги и фумарольное поле.

Как только поменялся ветер – пошли дальше осматривать вулкан. Солнечная ветреная погода, завораживающие виды, открылся доступ к самому мощному кратеру (рениевое месторождение). Полнейший восторг. Вид с фумарольного поля на вершину вулкана.

Мы снова ночуем под боком у монстра, выбрасывающего сотни кубов ядовитых серных газов в секунду. Полный штиль и туман, седловина наполнена сероводородом, такого поворота событий никто не ждал. Выходить без намордника на улицу опасно. Ужинали сегодня молча, улеглись рано. На вопросы кто виноват и что делать все ответили себе сами, тоже молча. Прислушиваюсь к своему дыханью, тишину иногда нарушает только удушливый кашель, мысли пока ясные. В который раз просчитываю варианты, но самый логичный – ночевать здесь. Есть еще возможность: начать спуск в темноте и, сорвавшись, прилететь вниз полуфабрикатом на ужин медведям или спустить на товарища камень. Смотрю на часы – полночь, проснуться бы завтра…
Вулкан отпустил нас, оставив глубокий след в душе – чтобы помнили! На базе, отдыхаем, нежимся в подогреваемом вулканом озере, пьем чай. Весь день наблюдаем за двумя медведями, пасущимися на склоне, а главное дышим чистым воздухом, просто дышим.

Удивительное зрелище: белый мох, зеленая брусника и … побеги бамбука – субтропики однако ))).

Покидаем базу и идем по медвежьей тропе к реке Славная в царство бурых медведей и лососей. Идти сквозь густые заросли кедрача страшно, но мы вооружены до зубов. Свистки, колокольчики, дудки – самое грозное оружие против косолапых ))). По задумке адмирала оно подарит нам несколько лишних минут жизни, пока медведь будет корчиться от смеха, слушая нашу музыку ))). Так, давая концерты, мы дошли почти до самой реки без приключений, но за ближайшим кустом кедрача нам попался глухой медвед. Ловко отскочив с рюкзаком назад, главный закричал: хомяк, хомяк, и, что было мочи, дунул в свисток. Мы исполнили свой концерт с удвоенной силой. Все обошлось, но за здоровье главного мы беспокоились, нельзя так сильно дуть в свисток!
 Хищное растение росянка, к капелькам якобы росы приклеиваются насекомые и оно их пожирает.

Река Славная. Не просто подойти к ее берегам.

Прощай Кудрявый!

Еще мы самые хитрые, никто не сплавлялся по Славной, а мы принесли на пятерых три одноразовые китайские лодки ))). Проплыли мы на них ровно 2 км по водорослям, а дальше река нырнула в каньон и превратилась в мелкую крутопадающую шиверу с порогами, которую мы почти всю прошли пешком по дну, везя на лодках рюкзаки. На самом деле, лодки нужно было беречь, чтобы сплыть последние 5-7 км до моря по гладкой воде. Ходить на этом участке по берегу – трудно и опасно (много медведей), а уж про ночевки в палатках и думать не стоит.

А теперь о главном ))). Река вытекает из озера Славное, куда заходит на нерест нерка. Еще в реке много гольца (кунджа и мальма). Глубоких мест для рыбалки в верховьях мало. Свою первую и самую крупную нерку я поймал на второй день, пока дежурные варили обед. Крупный самец, упорная борьба, с трудом удалось перетащить рыбу через струю. Я так звал на помощь, что весь народ разбежался, думали я медведя встретил ))).

Голец, который заходит из моря на нерест (кунджа) достаточно крупный более 1 кг. Но нерестится он в ручьях. Озеро, видимо, кисловато для него т.к. оно на кальдере вулкана. Мальма – оседлая форма гольца (?) мелкая, как ручьевая форель. Часто идет за вертушкой, но вертушки у меня были большие.

Каньонный участок на реке заканчивается водопадом, высотой 2-3 метра. За ним огромная чаша глубокой и спокойной воды. Здесь мы были вынуждены поставить свой лагерь на камнях, рядом с медвежьей тропой. Но так были поражены удивительностью этого места, что остались там еще на день. По водопаду поднималась нерка и кунджа. Стаи крупных рыб медленно проплывали в глубоких водах, не реагируя ни на какие приманки, а во второй половине дня – принялись штурмовать водопад. Мы смотрели на это чудо как завороженные, искренне радуясь и аплодируя каждой прошедшей наверх рыбе. А сколько еще водопадов, порогов и шивер ей предстоит преодолеть.
Потом, как в сказке, к водопаду прилетел рыбачить ворон, за ним пришла лисица, не обошлось и без топтыгина ))).

Ниже водопада в реке появляется горбуша, но она не может его пройти. Во время сплава было видно, как она небольшими стаями поднималась по реке. На спиннинг ловилась плохо, но удалось поймать несколько экземпляров.
Речка не простая, и лодки клеили, и мокрые были частенько, и трудновато бывало, но она любила нас, и рыбы давала, и чудеса показывала, сберегла и вывела из таких дебрей, что диву даешься! Да и мы её не обижали: старались следов не оставлять, рыбу брали только для еды.
 Река Славная донесла свои воды Охотскому морю.

Низкий поклон Сергею из Славного, довез нас до соседней бухты на лодке – сильно он нас выручил, да еще и крабами угостил! А то бы мы еще неделю по береговым непроходам чапали. Нам на всем маршруте попадались очень хорошие отзывчивые люди, особенно на рыболовном стане в бухте Добрынина: Саша Милый, Ирина, Максим, Олег, Валера, работницы столовой, начальник стана, водители, которые нас на камазе отвезли в Курильск! Спасибо вам всем огромное! Очень благодарны и Александру с напарником, который завез нас в Медвежку и Михаилу из Славного и нашим гидам на Сахалине – Денису и Александру. Надеюсь, мне представится в жизни случай, чтобы так же бескорыстно помочь незнакомым людям!
 Бухта Добрынина. Крабы. Чайки. Курильский бобтейл (с коротким хвостиком и рождаются).

Едем в Рейдово. По пути проезжали взлётку японского аэродрома с которого камикадзе летали бомбить Пёрл-Харбор. Находится он на Ветровом перешейке – всего 6 км суши отделяют море от Океана. Вдоль берега причудливые белые скалы из пемзы.

Устал аки скотина. В отпуск надо, на воды целебные (с). Горячие серные источники вулкана Баранского.

На Сахалине нас снова встретили наши гиды и мы успели посетить еще одно замечательное место — Остромысовку. Здесь в море впадает небольшая нерестовая река -Анна. Ловить больше не хотелось. Хотелось тихо сидеть и наблюдать за горбушей. Напитывать память этим последним танцем во имя продолжения рода и быть благодарным за увиденное.

Сахалин. Бухта Тихая. Наслаждаемся теплой погодой и прогретой водой залива. Крики чаек сливаются с шумом прибоя — безмятежность. В заливе много краба, раков-отшельников, мальков, чилимов (такие креветки) и хитрой рыбы камбалы. Вид с сопки на бухту.

Вот и заканчивается отпуск. Целый месяц пролетел незаметно. Хочется поскорее домой.

Фото сделаны Женей Д., Верой Т., Алексеем и Галиной Б. и мной ))) текст писал -Alex_kl.

14 комментария на “По самому краю (о. Итуруп).”

1. Если загодя планировать, то самолет на Сахалин и обратно 16 тыс+10 тыс. теплоход (туда-обратно), остальное зависит от маршрута. За заброску на лодке с нас спросили 50 тыс за 5 человек.

2. Alex_kl

Прочитал на одном дыхании… А потом и отчет Ваш прошлогодний… Наверное, и есть в том талант, что

малым штрихом и намеком рассказать обо всем, и даже больше…
    Очень благодарен за рассказ. Может, повезет встретиться с Вами на рыбалке.
    С уважением,

3. Классное путешествие! Читая про то как задыхвлись вспомнились и свои похождения по горам..тоже приколов достаточно было..и блуждали поразнь, и в болоте сидели и ботинки топили..Внештатные ситуации — это нормально и случаются они у всех внезависимости от опыта..а опыт определяет то, как человек из них выйдет:) Спасибо за рассказ!

4. Большое спасибо за добрые отзывы!
    2 milansky
    до Южно-Сахалинска около 8 часов лету.
    2 М.С.
    спасибо, обязательно встретимся. Я тоже всегда с огромным удовольствием читаю Ваши отчеты.
    2 IBAH_00F
    согласен, про опыт верно подмечено!

5. Alex_kl
    Да, пройти ваш маршрут без опоры на местных проводников было-бы значительно труднее. Да и погодой похоже повезло.
    Несколько вопросов :
    1. Были ли проблемы с перевозкой оружия?
    2. Лодки везли с собой или брали на месте?
    3. Как организовывали ночлег, при наличии
    медведей?

6. А мы и шли без проводников и без оружия — с дудками ;). Погода была всякая и тайфун был. На рыболовном стане даже двухместный туалет улетел :). Одноразовые лодки везли с собой 4,5 кг каждая. Ночлег по классике — на тропе не стоять, костер жечь, больше шуметь, пищевых отходов не оставлять, еще веревку вешали с шумелкой. Фальшфаеры купили на Сахалине, но в этот раз они не пригодились.

7. очень красивый отчет! Последний раз был в Южном в 2006году. Прочитал, как еще раз побывал! Спасибо.
    Поразил выбор китайских лодок, я бы не рискнул.