Кольский 2013

Мечта о походе по этому маршруту была у меня давно . Во время моих путешествий по Кольскому изредка встречались группы , которые рассказывали , как там хорошо . Их рассказ дополнили несколько туристских отчетов , которые впрочем описывали больше спортивную состовляющую . С самого начала было ясно , что без вертолетной заброски осуществить эту мечту в двухнедельный срок (отпуск) невозможно , а опыт подсказывал , что нужно формировать две независимые группы. После нового года мне позвонил мой приятель Игорь и сказал , что есть несколько желающих поехать на Ефимозеро по стацианарному варианту и он берется организовать эту группу. Мне оставалось сформировать активную группу и тут пришла идея задействовать » налимовцев» , которых интересуют северные путешествия. После переписки и общения определился состав активной группы : Волков , М.С.,Олег (Странник) , Павел (Матроскин), Vladimir 57 . Одному из первых я позвонил Володе (Esenin) , который хотел поехать еще в пршлом году , но тогда на него не хватило места . Он меня внимательно выслушал , сказал , что будет думать и пропал не несколько месяцев . Я думал , что он не поедет . У нас подготовка шла полным ходом . Были совместные выезды на Можайку и Рузу для знакомства и подгонки снаряжения. Было ясно , что идти нужно на надувных байдарках , а свой катамаран с мотором я отдал стацианарной группе . За две недели до отъезда позвонил Володя (Esenin) и сказал , что тоже хочет поехать и его больше привлекает стационарный отдых . Свободных мест в этот раз было много , он купил билет и влился в стационарную группу , которая состояла из пяти человек : Игорь, Андрей , Петр , Максим и Владимир.
Было договорено , что забрасываемся вертолетом вместе , стационарная группа высаживается на Ефимозере , отдыхает там , часть группы 24 августа уходит вниз , а Игорь с Володей ждут нас и мы уходим вместе . До аэродрома в Ловозере добрались без проблем , оформили документы и казалось , что все уже позади , но вдруг Игорьку захотелось сфоткаться на фоне вертолетов и для этого он полез на старый деревянный трап ( при собственно весе за 100 кг ) . Гнилые доски проломились , он полетел вниз и как потом выяснилось в травмопункте , вывихнул себе плечо . Все это случилось буквально за два часа до отлета и нужно было принять правильное решение . Поговорив с врачом мы поняли , что брать Игоря с собой нельзя , он и сам это понял . Быстро пертряхнули вещи и отправили Игорька в Оленегорск , в больницу. Дальше погрузка в вертушку , полет , васадка первой группы , снова полет , посадка и мы у цели.

Андрей и Павел написали замечательные отчеты и поэтому я не буду пересказывать всю хронологию , добавлю фото ,коментарии и дополню их рассказ.

Десант выбросился.

Первые успехи

Искренняя рыбацкая радость.

Но сильны традиции в коллективе . Рыбу брали только для стола .

Молодежь наша тоже не подкачала.

Иногда северные пейзажи сменялись почти подмосковными.

Я не очень силен в орнитологии , но мне кажется, что это самый настоящий беркут . В сидячем положении он никак не меньше метра . Пропустил нас всех мимо себя и не боялся . Снимок сделан с расстояния не более 20 м . Я сначала подумал , что он больной , или подранок , но когда он взлетел размах крыльев был почти с лодку . Наверное это молодой орел и еше не видел человека.

А рыбка продолжала ловиться. Кумжа выходит на свечки.

Помощь подоспела вовремя.

Лебединое озеро.

В озере у берега плавает много мелкой , неизвестной нам рыбешки , пытались поймать ее руками .

Олег оказался проворнее всех.

При прохождении озерной части маршрута природа приподнесла нам неприятный сюрприз . Поднялся сильнейший ветер , против которого просто невозможно выгрести . Решили устроить дневку , которую я посвятил охоте на белых куропаток , которых там много. К середине дня я выяснил , что выводки держатся исключительно по берегам небольших озер.

Из-за сильного ветра стрельба была сложна , но пару штук добыл .

К куропаткам нужны еще и грибы.

Суп из каропаток с грибами готовится очень просто . Пока очищенные куропатки варятся , в сковороде на растительном масле обжариваются грибы с луком . Когда куропатки сварятся их вынимают , а в бульон добавляются обжаренные грибы , кипятить на маленьком огне 10 мин , затем добавляется лапша , специи по вкусу и варится до готовности . Суп разливается по тарелкам , а куропатки режутся на порционные куски и подаются к столу. Всем понравилось.

Между тем ветер не стихал. Тундра прочно взяла нас в свои объятия и не хотела отпускать.

Ждать больше мы не могли и начали форсирование озер по береговой линии . Почти все время пришлось тащить лодки за
собой.

И если по песку это относительно легко , то по камням очень тяжело и небезопасно . Меня на одном из мысов прибоем сбило с ног и при падении я пробил вейдерсы на коленке , пришлось клеится , а Миша перевернулся на лодке , хорошо , что у самого берега и без последствий.
Озера там конечно красивые , но ловить на них при таком ветре невозможно и мы старались пройти их быстрее .
Рекордная кумжа Олега 2800гр.

У Михаила каждое утро зарядка по расписанию.

А после зарядки вперед, на волок.

Иногда приходилось идти и по таким протокам.

Этот лебедь очевидно еще не знаком с человеком.

Вперед ! В харюзовое эльдорадо.

Вот они рекордные хариусы.

Это пока мой рекорд по хариусу , раньше таких не ловил. Вечером я из них сделал согудай под названием » Трясунец».
С хариуса снимается кожа (удобнее со спины) , а затем мясо с костей . Если рыбы много , то лучше не мелочиться и использовать спинки и верхнюю часть ребер . Все остальное в уху. Мясо режется на кусочки примерно с половинку спичечного коробка , складывается в котелок вместе с нарезанным луком . Добавляется соль , молотый черный перец и немного уксуса . Все это накрывается крышкой и трясется несколько минут , затем нужно , чтобы постояло 10 мин и можно употреблять , лучше с водкой , но в меру . Блюдо имеет один недостаток . Очень быстро заканчивается .

А это медведь задрал оленя , наверное в прошлом году.

От водороздела мы шли вниз по течению , но воды было очень мало и двигались с большим трудом. Лодки приходилось почти везде проводить . Перепад по урезам воды составил 22м на 12 км пути . Возможно этот участок проще обнести , но мы шли водой.

Пробка.

Иногда речка сужалась совсем.

Но все имеет свой конец и мы дошли до знакомых мне по прошлым походам мест , где обычно неплохо клюет.

Хариус выходит на свечку.

Подсачек к этому времени я потерял , поэтому беру руками.

Конечно не такой , как на водоразделе , но тоже отличный экземпляр.

Время нас поджимало (озера выбили из графика ) , поэтому больше рыбу не ловили , а гребли, и вечером 29 августа мы пришли на Ефимозеро , где нас должен ждать Володя (Esenin) , но в лагере его не оказалось. Катамаран с мотором привязан к берегу, все вещи вроде на месте , а Володи нет . Недалеко от этого места есть очень хорошая стоянка , там иногда стоят рыбаки и я подумал , что он возможно в гостях . Стемнело , постреляли из ружья , чтобы дать знать и легли спать . Утром Володи нет. Опять стреляем, и уже по светлому осматриваемся. Володина палатка пуста , все вещи сложены в рюкзак , на катамаран погружена канистра с неразбавленным бензином (зачем? ). Такое впечатление , что он собрался уезжать . Осматриваем его рюкзак , все на месте , документы ,деньги ,билет на поезд , GPS-новигатор с забитой точкой стоянки , фотоаппарат с последней фотографией сделанной 26августа , а хозяина нет. А больше всего нас напрягло несколько пустых водочных бутылок , лежащих около костра и сам костер , который явно уже не горел несколько дней. Заблудиться там особенно негде. Озеро лежит в низине , склоны которой поросли жиденьким лесом , который просматривается и выйти к озеру не проблема.
Отрабатываем две версии . Или он у кого-то в гостях и там что-то случилось (на озере сильный шторм для байдарки) , или он пошел на рыбалку по берегу (а он каменистый ) мог упасть и травмироваться. Миша пошел берегом , а мы с Олегом поплыли на катамаране вдоль берега обследовать береговую линию. Поиски велись весь день до вечера . Стало ясно , что или он очень далеко и не слышит выстрелы или случилось что-то страшное. Вечером снимаемся , оставляем в лагере еще продукты , на случай , если он все-же выйдет и уходим вниз. Задача — как можно быстрее сообщить в МЧС и полицию.

Обычно на сплав по р.Курга я закладываю 3 дня , а такую воду нужно было закладывать 4дня , а нам пришлось пройти за полтора. Сначала все шло хорошо . На моторе прошли Ефимозеро , верхнюю Кургу и Яловое оз. . На большом пороге за Яловым Андрею стало плохо и больше грести и тащить кат он уже не мог . А в довершении наших бед сломали мотор. Воды было очень мало , поэтому для уменьшения осадки вещи буксировались на байдарках , а люди сидели на кате . На одном из порогов немного не вписались (все из-за спешки) и камень прошел между катом и лодками , буксировочный фал зацепился за винт и мотор просто срезало. Хорошо , что не утопили.

Дальше оставалось только грести , что мы и делали. Примерно к 15 часам 1 сентября вошли в зону действия мобильника и сразу сообщили о случившимся. Была маленькая надежда , что он все -таки с кем-то уплыл , но поговорив с нашими Ловозерскими друзьями выяснилось , что в данный момент на Ефимозере никого нет. Позвонили Андрею (капитану первой группы) , он сказал , что они очень просили Володю уйти с ними (им не хватало гребца на катамаран) , но он сказал , что отпуск у него не закончился , билет он купил на наш поезд и оставаться один на несколько дней он не боится. Дальше было общение с полицией и посадка в поезд . Мы наивно полагали , что после нашего заявления в МЧС начнутся масштабные поиски с привлечением вертолета (местность там хорошо просматривается) , но не тут-то было. Второго сентября (когда мы ехали в поезде) мне позвонил офицер из Кировского МЧС и сказал , что они собираются завтра отправить болотоход на поиски , от Кирова до места 180 км хорошо-бы собрать деньги на бензин . Интересный подход , это то-же самое , если у вас горит дом , вы вызываете пожарных . а вам говорят , что приедут если вы их заправите. В этом случае бензин нашли и поехали , но болотоход сломался едва переехав Ловозеро . Послали еще один с запчастями и через несколько дней дошли до стоянки . Володи нет. Поиски МЧС результата не принесли . К этому моменту в поиски включились родственники и стали просить вертолет . В это время мой Ловозерский знакомый летал по своим делам и попросил летчиков пролететь пониже и посмотреть -тоже безрезультатно . Вертолет пришлось нанимаить за деньги — результата нет. После этого Алексей (Володин брат) организовал еще одну экспедицию на вездеходах и они нашли Володю в нескольких километрах от лагеря , недалеко от берега , но мертвого, без следов насильственной смерти. Получается , что он ушел из лагеря , лег под куст , уснул и больше не проснулся. Когда мы его искали на катамаране , то проплывали в непосредственной близости и стреляли недалеко , наверное он уже никого не слышал. Вот такое получилось путешествие . Несмотря на отличную погоду и сказочную рыбалку назвать поездку удачной не поворачивается язык . В довершении всех бед у Андрея оказалась прободная язва и с поезда он попал прямо на операционный стол . Врачи сказали , что если еще день и могло кончиться совсем плохо. Все это я рассказал , чтобы люди из всего этого сделали правильные выводы.Надежды на МЧС или еще кого-то иллюзорны. Можно расчитывать только на себя. Никогда больше я не оставлю человека одного , даже если он бьет себя кулаком в грудь и говорит , что для него это ерунда и он ничего не боится. Ходя в подобные походы необходим спутниковой тел. (он кстати был , но уехал с первой группой) и деньги для экстренной эвакуации (их необязательно сдавать в общий котел , но нужно , чтобы у каждого было 10-15 т.р.). А места там потрясные . Наша молодежь загорелась и уже строит планы на будующий год , да и я , если все будет нормально ,то тоже поеду.

С уважением Владимир.

13 комментария на “Кольский 2013”

1. Не простое вышло у вас путешествие. По моему вы сделали всё что могли. Север завораживает — страна без границ! С Андреем Волковым знаком по зимним рыбалкам. Желаю ему скорейшего возвращения в строй.

2. К сожалению, что случилось, то случилось… У меня этот поход будет связан с грустными воспоминаниями…

Как участник из числа «активной группы» рискну по итогам экспедиции поделиться мыслями по технической и, отчасти, организационной составляющим. Ни в коей мере не претендую на приближение к Истине. Это всего лишь мои скромные предположения на основе некоторого небольшого (по сравнению с товарищами по походу, например) туристического опыта. Может, будет полезно при планировании будущих путешествий.
    В целом было всё прекрасно и, чтобы это подтвердить, небольшое исключение. По-моему, все же случилось несоответствие между сложностью маршрута и оснащенностью группы. А именно, на труднейший динамичный сплав был перенесен опыт относительно стационарной рыбалки, что выразилось в конечном итоге в отставании от графика прохождения маршрута.
    Второе и, наверное, абсолютно крамольное в кругу байдарочников предположение о том, что для нашего похода лодка вообще не нужна. Те же 165 км за две недели можно вполне пройти с 20-ю килограммами начального веса рюкзака. Маршрут проложить по открытым сухим местам, как мы шли на волоке, например. И по водоемам, и по рыбалке в этом случае разнообразие полнее. Необязательно идти берегами, к воде можно выходить точечно, при тамошнем обилии рыбы этого хватит. Естественно, от сплавного комфорта (тент, коптильня, сгущенка и т. п.) придется отказаться.
    А главное, хочу поблагодарить своих товарищей по походу и, особо, автора отчета за опыт и труд, подстраховку, верность рыбацким идеалам.

3. Здравствуй Миша!
    Отставание от графика обусловлено главным образом погодными катаклизьмами ( ветер и мало воды) , а также скудностью информации , ведь никто из нас этот маршрут раньше не ходил , но конечно запас должен быть . Совсем без лодки обойтись не получится . Да в районе водораздела ходить легко , но ближе к Ловозеру сплошные болота . Наверное оптимальное будет заброситься сразу на водороздел совершить пару радиалок на кумжовую речку , а дальше спуск вниз.

4. Молодец Володя, рассказ как обычно очень хороший! Несмотря на то что мы с Андреем многое рассказали, ты смог многое привнести!
    Володя, твои блюда были просто шикарные! От твоего описания начали наворачиваться слюньки воспоминаний! )))))

Я все думал, с кем я могу поделится своими мыслями по поводу орла и гуппяшки. :)
    Я просмотрел много справочников и тоже пришел к выводу, что мы видели молодого беркута!! Только он подходит под описание внешнего вида, голоса, полета, ареала обитания этого орла!
    А гуппяшка — это скорее всего колюшка (сколько то иглая). Ведь и вправду на ней были видны иглы. Кумжа ей питается. Мы сами ловили кумжин, у которых во рту уже были эти рыбки.

На счет отставания от графика! Я считаю что мы никуда не отставали. Все шли этим маршрутом впервые, никто не знал всех трудностей в виде отсутствия воды в реках, встречного ветра, потери человека… Поэтому считаю что мы шикарно все успели. Даже не смотря на то что к концу пришлось усердно поработать веслами.

На счет безбайдарочного похода! Это не реально, «асфальт» был только в тундре. В лесотундре уже были болота. Мы с вертолета же видели.

На счет оптимального заброса. Володя, все будет зависеть от наличия воды в реках. Если ее не будет, то смысла так же карячится по камням на спуске нет вообще никакого!!

5. Володя Pnin, почему беркут только степная птица?? Она конечно любит открытые места для облегчения охоты и свободы маневров при полете, но чем тундра то хуже по открытости?))
    Сразу что инет выдал:
    «Распространён на 3/4 территории России, однако почти везде редок и гнездится лишь отдельными парами. Встречается почти во всей лесной зоне (за исключением полосы лесотундры и Приамурья), в горных системах на юге страны (Кавказе, Саянах и Алтае), а также в районе озера Ханка на крайнем юге Приморья. В европейской части распространён к северу на Кольском полуострове до 69° с. ш., до района Архангельска, в долине Печоры до 67° с. ш. В Западной Сибири гнездится к северу до 68° с. ш., в Восточной до 71° с. ш., на Дальнем Востоке до долины Малого Анюя, северной части бассейна Анадыря и Камчатки. Населяет разнообразные открытые и наполовину открытые ландшафты, редко посещаемые людьми, в том числе тундру, лесотундру, места, поросшие кустарником, высокоствольные хвойные и смешанные леса с открытыми участками, степь, полупустынные каньоны. »

Возможно это молодой Орлан!
    На другом снимке я долго присматривался к клюву и решил, что он именно беркута!

6. Вообще-то, ты прав, теоретически может быть беркут, но на фото на 90 % все-таки орлан ( и не обязательно молодой) — заметны более массивный, чем у беркута, клюв и белый хвост.
    Да и беркут — очень редкая птица, особенно на севере а орланов полно, особенно на морских побережьях и речках, куда рыба заходит.

А почему тебе показалось, что беркут?

7. Вот, Володь, а мне как раз показалось наоборот, что хвост имеет всего несколько светлых перьев (как у беркута) и клюв менее массивный и вдобавок темный (у орлана он конкретно желтый). Я видел эту птицу в полете — белого хвоста не припомню… Вообще каждый из нас её видел. Я четко запомнил крик этой птицы. Он такой писклявый, тонкий, противный (не подобающий такой величавой птице). На вот этом сайте (http://birdsvoices.net/classification/orlan-belohvost-156) пытался сравнить крики обеих птиц. Честно — у обоих он такой писклявый. :) Я бы даже сказал, что крик орлана больше все-таки подходит.

Правильно дается в литературе описание канюка — «птица которая канючит». )))) Но он там не водится, за исключением северного вида.

Интересно мнение Владимира 57, почему он решил что это беркут?

Володя Пнин, я вам сейчас вышлю фотку птицы, прикрипите её к этому сообщению (я сам не умею в комменты фотки вставлять) и рассмотрите внимательно. Что скажете.

8. Владимир,
    спасибо за подробный рассказ с элементами правильной кулинарии. Оценил 8)
    Конечно, гибель одноклубника это страшная утрата и удар для всех. Независимо от того, что там на самом деле произошло, нельзя ИМХО оставлять чела одного на маршруте. Никогда и нигде. Это нам еще, когда пацанами на байдах ходили в голову вдолбили крепко . Или все или никто!

9. matroskin

Белый цвет клюва характерен только для взрослых птиц, да и хвост у молодых орланов тоже скорее светло-коричневый, чем белый (в Подмосковье на пролете часто обращал внимание). Определение молодых птиц  — самое сложное. А вам, скорее всего, такая и встретилась — близко подпустила.

Обычно молодой орлан (и взрослый тоже) узнается по короткому хвосту — и в полете, и когда сидит. Это заметно на фото - и на твоем (справа) и на том, что в тексте. У беркута ( рис. слева), наоборот, самый длинный из всех крупных орлов хвост. И, все-таки на том, что в тексте, фото видны белые перья хвоста.

Но в любом случае  — легко ошибиться. Определить наверняка по фото может только орнитолог, который часто видит оба вида птиц.

10. Согласен, спасибо! Значит это молодой орлан.
    Да, длиной хвоста они отличаются. Клюв скорее всего у птицы только формируется, поэтому кажется не таким массивным и не желтым, а темно серым (похожим на клюв беркута).