Клуб Активной Рыбалки "Налим" » Баня. Философия пара.

Баня. Философия пара.

Шутка ли — правильный пар?

Это тебе не ребячество какое — кто кого пересидит и кто жароустойчивее. Нет, дело в другом. Правильный пар — он как дар, который ждешь, сам же творишь и принимаешь с благодарностью. И когда рождается он, правильный пар то, то все совсем по-другому, не как простой выхлоп из печи, и не просто пот на теле.

aaiy.jpg

Правильный пар живой, наполняет живительной силой и сутью, лечит, подновляет. Главное свойство пара, это способность вбирать в себя и отдавать концентрат той среды, от которой рожден. Скажем, утренний туман на лугу — тоже пар, он вбирает в себя духмяный запах трав, и когда ты им дышишь, то чувствуешь, как вбираешь в себя саму жизнь земли и трав. Чудесное ощущение! Так и в бане, пар родится от воды, камня, воздуха, веника, дерева парной. Все не случайно и все не мелочь.

Поэтому, если ищешь правильный пар — ищи свою баню, с доброй средой и материалом — камни должны быть целебные, специальные, жадеитовые, тальк, а не простые булыжники, и уж совсем не такие, что неизвестно откуда. А уж о свежем дереве обивки нутра бани и полатей я и не говорю, — это само собой. Иначе, как в общественной бане и при обычном то раскладе, не позаботясь и не приготовив парную, можно еще и навредить! Париться в такой бане нужно еще более и осмысленнее, предуготавливая парную особо тщательно. Бывает, и листьев от веника то совсем не много на полоках, но стоит их подместь, как сразу светлей делается. Разве не чудно?

Перед каждым заходом парную обновляют; проветривают и дают ей подышать, на несколько минут широко открывая дверь, приглашая зайти свежему воздуху. Свежий воздух — не из влажной моечной, а из лесу. Заодно парная просохнет и освободится от старого духа.

Вода, которой поддаешь, и от которой родится пар, должна быть содержательной и самим приготовленной; желательно родниковой, а лучше, чтобы это был крепкий отвар целебных и часто, горьких трав: полынь, арника, календула, шалфей. Делая отвар, его хорошо фильтруют от травинок, чтобы те не попали на камни и не было угара. Много ли нужно отвара для пара? На семь потов – горшок с вершков; литр, два – не больше; а удовольствия и пользы — в разы больше! Трава дает вкус, округлость и содержательность, тогда пар становится, как хорошее вино. Когда преобразуешь воду в пар, то делать это нужно легко, малыми порциями воды. Стараются кидать воду в разные части камней, чтоб не охлаждать камни и неизменно достигать мгновенного и полного испарения. Чем быстрее превращение, тем легче воде, и стало быть легче пару. Идеальный пар — в миг превращенный. Поэтому поддают не более чем по четверти стакана. Да-да. Очень по малу. Конечно, количество поддаваний увеличивается, но ведь и пар то легче!

После рождения пара ему нужно дать возможность расправиться, занять парную и устояться, поэтому немного ждут и разравнивают пар по всей парной. Выравнивают пар, кто опахалом, сделанным из рыбацкого сачка и обтянутого тканью, кто простыней: два человека берут за разные концы и встряхивают аккуратно; некоторые просто крутят полотенцем — совсем по простецки, но это не совсем правильно, ведь хороший пар, будучи живым, от такого обращения рвётся в клочья и лишается в некоторой степени своей живой силы.

Влажность стен парной нужна, чтобы хорошо дышалось, а стены не забирали влажный пар. Влажность делают, окропляя стены водой, и лучше такой, в котором растворены натуральные эфирные масла. Я растворяю масла в обычной пластиковой литровой бутылке из-под молока: наливаешь три четверти воды, а сверху масла, сколь не жалко; встряхиваешь это дело сильно, чтобы капли разбились в дисперсию. Больше всего я предпочитаю пихтовое масло. Но увлажняя стены довольно легко всё испортить, поэтому увлажнять нужно лишь тогда, когда воздух действительно очень сухой.

Веником пар творится и ладится к телу. Свойство пара прежде всего водяное, и потом уж воздушное. Пар скорее плывёт, чем летит. Поэтому чтобы брать пар, смешивать, гнать и укладывать на тело, нужно грамотное и медленное обращение. Нужно так работать веником, как если бы был у тебя в руках черпак какой; работать не спеша и со вниманием, стараясь почуять, что и откуда берёшь, не рассечь веником пар и не пройти мимо его, а забрать и вылить на тело. Поэтому правильные веники — широкие и совсем не большие и не тяжёлые, такие, чтоб им работать было в удовольствие и не напряжно. Попробуйте сделать восьмёрку стандартным покупным (большим) дубовым веником — вряд ли это получится.

Отбивки веником хорошо делать не монотонно, а в разном ритме, чтобы слышалась музыка. Так и париться то будет и веселей и легче.

Важно не замачивать веник, а запаривать. Ведь, если замочишь веник, то много чего хорошего уходит в воду.

У каждого веника своя специализация: дубовый веник работает на внешних слоях, в отличие от берёзы, которая работает с плотью. А до костей и суставов могут добраться лишь колючие веники: мозжевеловые, еловые.

Дубовый веник весьма не прост! Основная заслуга этого веника в том, что он в отличие от других максимально вбирает в себя пар и доводит до тела, а в сильный жар не обжигает и дольше не пересыхает. Поэтому-то истые парильщики так любят дубовые веники, ведь ими легче всего работать с паром. Главное, чтоб веник был молодого листа. Иначе зрелый лист будет ложиться на тело как доска и лишь причинять неудобство.

Берёзовые веники самые универсальные. И если веник не замочен, а запарен, и ещё как-бы жив, и не пересушен, то лист будет на микросекунды прилипать к телу и слизывать с него хворь.

Говорят, лучшие целебные веники мозжееловые. По моему мнению, эти веники больше подходят для лечения ног, костей и суставов, а мягкие части тела им можно поранить, и это будет во вред. В можжевельнике энергетика упругая, скрученная, концентрированная; может поэтому и иголки у него витиеватые. Когда паришь можжевельником суставы и стопы ног, то веник работает как бенгальский огонь — искры душистой энергии разбивают старую, потемневшую и больную энергию захворавшего сустава и вгоняют туда искристую и свежую энергию.

Пар по свойству своему стремится вверх и самая лучшая его часть стоит в самом верху, стало быть, задача парильщика забрать его оттуда и привести к телу, и неизбежно перемешать со срединным паром, делая пар еще и однородным. Особые умельцы, а правильно сказать – целители, делают ещё и концентрат пара, для этого пар особым образом прогоняют и прокручивают через веник, тогда пар не только перемешивается между своими слоями, еще и вбирает в себя часть от веника, становясь более душистым, и к тому же часть от самого целителя. С такой целью хороши хвойные веники, которые могут дать максимум эфира и через иголки максимально эффективно рассеять в пар силу парильщика. Понятное дело, что при такой обработке пара веник сохнет, поэтому при смешивании пара следят за влажностью веника и стараются не пересушить его.

Парятся семь раз, пока семь потов не сойдет. Пар, будучи живым и разным в одной парной, имеет свои возраста, силу, и семь ступеней или чинов, сообразно которым и парятся. Более того, саму баню можно представить как прообраз всей жизни человека. Всего три ступени парного пара, венчает их четвёртый умный. Первая ступень – первый и седьмой пар; Вторая ступень – второй и шестой; Третья ступень – третий и пятый. Маленьким детям и дряхлым старикам или больным, третья и четвёртая ступень пара могут быть во вред.

Первый пар – малой, совсем кроткий. По свойству своему он чистый. В нём как бы даже и не парятся, а находятся. И конечно без веника и в самом низу парной, на скамейке у самого входа. Не стоит пренебрегать лёгкостью этого пара, ведь по свойству своему он чистый, поэтому самому нужно умалиться и очистить себя от лишних мыслей; вспомнить и почувствовать себя совсем ребёнком. Парная должна быть в этом первом пару чистой. Однако, если в парной мусор или лужи, то зашедшему надо самому убрать парную, и это прообраз того, что мы с рождением несём в себе чужой груз, как и родительское, которое вынуждены сами нести и сами очищать.

Второй пар — детский, совсем короткий. Уже как бы и парятся на полатях, но без веника. По свойству своему он наивный. Поскольку парящийся сам ещё свежий и сил пока много, есть минута, когда кажется, что парящиеся взрослым паром совсем слабаки и непонятно почему ухают. Но это быстро проходит. Вот в эту минуту и нужно выходить из парной, смеясь и передавая привет своему детству. После чего делают перерыв и пьют чай с имбирём, мёдом и лимоном.

Третий пар – юношеский. По свойству своему он, хотя и душевный и возвышенный, но сдержанный. В нём только начинают париться веником, но весьма легонько и душисто, нюхая веник и шурша вокруг головы и тела, поэтому здесь хороши маленькие пушистые и удобные венички. В этом пару главное начать прогревать душистым веником и сдерживать себя от искушения жарко попариться, чтобы прежде времени не растерять силы и не испортить себе баню. В этом пару получают только радость от парения, поэтому хлестать веником и долго терпеть жар не правильно, на это другие пары есть, взрослые. После чего делают перерыв и пьют горький отвар полыни, готовясь ко взрослым парам. Горечь полыни будет готовить к тяжёлым парам и в них париться будет легче.

Самое парение идет взрослыми парами: четвертым умным и пятым обновлённым.

Четвёртый пар умный и венчает собой все прочие пары. Он обыденный, долгий, искусительный и спорный, строгий. В нём достигают максимальных температур; выше, чем «под веник». Соответственно, нагрузки здесь не шуточные и требуют подготовки. Этот пар наиболее сложный, поскольку в нём необходимо терпение, тонкий ум, чтобы прислушаться к себе и обнаружить в себе слабое место, которое необходимо подправить и потом прогреть паром, а на это нужно время и силы. В этом пару, ввиду особо сильного жара, лучше самому не париться вениками либо париться, но очень аккуратно и только обнаруженное слабое место, а лучше просто лежать и потерпеть. Чтобы пот не обжигал тело, хорошо иметь рядом сухое полотенце и обтирать места, в которых выступил пот и начал жечь. В этом пару можно попробовать обтереться морской солью с эфирным маслом мяты; мята будет давать ощущения прохлады и свежести, и этот самый сложный пар будет легче перенести. Сильный жар прообразует собой долгие будни, которые нужно преодолеть, прожить, принять и понять их смысл, чем заложить основу будущего обновления, чтобы получилось потом спряжить жар. Поэтому в этом пару главное дождаться искушения выйти из парной раньше времени и поспорить с собой; и если и не переспорить, и слабость всё же одолевает, то хотя бы найти и понять свой предел и глубину спора. После этого пара делают большой отдых и ждут полного успокоения сердца, выходят на улицу и дышат свежим воздухом, пьют чай. Если получилось преодолеть слабость, то можно сказать, что баня уже удалась, а  пятый пар получится сразу.

Пятым паром — обновлённым, выгоняют глубоко укоренившуюся и старую хворь, трижды перемежая пар обливанием студеной водой и освежаясь. По свойству своему он лихой и радостный, поскольку без лиха этот пар не получится, а без радости — невозможен. Этот пар трёх составной, состоит из трёх малых паров, поскольку в этом пару нужно покидать парную только для трёхкратного обливания студёной водой и купания в купели. Первый малый пар – спорный. Второй – обновлённый. Третий – преображённый. В этом пару делают плотные отбивки дубовыми вениками молодого весенного листа и парятся что есть мочи, и пряжут жар, хотя бы и делается это неизвестно как самому же парящемуся человеку. Жар-птицу, конечно, не поймаешь, хотя баня мала, но умеючи то и изловчившись — хотя бы пёрышко, да останется, которое ты спрячешь, а точнее – спряжешь в душевную свою запазуху.

aeadh-ioeoa.jpg

Как дед говаривал — «Но токмо камешки то оттудова все подоставать тебе надобно будет, иначе некуда складывать-то будет». )

Если получилось спрясти жар, то ты будешь знать об этом в последующие дни особым чувством согретого нутра, растворяющему скорби и дающему трезвость и бдение. Конечно, этот пар не прост и требует пройденного в других парах, и даже если что-то пошло не так, то истинное ощущение пятого пара открывается легкостью второго дыхания и преображения, которое может прийти лишь на последнем третьем заходе после купели. Ввиду своей исключительности, и необходимости подготовки другими парами, не всегда и не всем он удается. И если так, то не надо грустить, а чаять нового срока. Но как же он хорош этот пар, когда получается! После него вновь делают большой отдых. И моются так, чтоб пена из ушей полезла! В этом пару, если парят старого или слабого, или же больного, то можно и нужно обливать их тут же в парной; и выводить таких людей из парилки не правильно, лучше убрать потом воду с пола. После этого пара и пенной мойки можно слегка перекусить, если стал голоден; но воздерживаются от обильной трапезы, которую принимают уже дома.

Заканчивают парение двумя короткими парами без веников — старческим смиренным – на полатях, точно таким же, как и вторым детским паром, и последним, старческим исповедным — на скамейке у выхода. Смысл в этих парах больше душевный. Последний седьмой пар по свойству своему чистый, а памятуя старческий возраст, он становится из-за найденной чистоты и преображения, сугубо праздничным. Во время последнего пара, а не после его, нужно убрать парную, как прообраз чисто уходящего и благодатного человека, такого, что и в другой жизни заботится о других.

Не зазорно попросить и подмогу в бане, на то и место это. Пришедшая подмога сделает парение неожиданно легким и благодатным. Кто какую подмогу себе разумеет и просит, тому такая и будет.

Если баня удалась, будет обновление тела, духа и души. Вспомнится и здравость, придет ощущение зашедшего внутрь жара, который будет согревать нутро и дарить крепость телу как минимум, целую неделю, а то и больше.

Про выпивку в бане я не говорю вовсе; ибо это уже не наша баня.

Вот так! Разве не люба баня?

0




3 комментария на “Баня. Философия пара.”

Добавить комментарий



Клуб Активной Рыбалки

 ©''КЛУБ АКТИВНОЙ РЫБАЛКИ'' WWW.NALYM.RU     Редактор: В.Баловнев.