Весенние радости 2013

Прошедшей весной я осуществил рыболовно-охотничью поездку в северную Карелию . И вот наконец-то решил , хоть и с опазданием рассказать о этом путешествии.
На этот раз нас трое : Андрей, Владимир (Sedoi) и я. Все как обычно: Поезд , встреча друзей , уазик , снегоход , пихание снегохода по раскисшему снегу и вот уже под утро мы в избе на Большом озере. Банкет по случаю приезда , проводы друзей и мы остаемся одни в звенящей лесной тишине.

Весна на севере в этом году была поздняя , но дружная . К нашему приезду плюсовая температура установилась даже в ночное время . Дожди и туманы быстро сгоняли снег и ходить по льду стало легко.

Одним словом погода установилась самая рыбная и у рыбы начался настоящий весенний жор.

Здесь необходимо отметить , что рыбалка , охота и сбор ягод для местного населения является не только удовольствием , но и серьезной прибавкой к продовольственной корзине и мы получили конкретное задание — наловить рыбы. Самой ценной весенней рыбой в этих местах является щука . Местные ловят ее почти исключительно капканами , которые там разрешены , но о спортивости этой ловли говорить не приходиться . Мне давно хотелось провести соревнование жерлиц с блесной , а также попытаться понять закономерности зимнего блеснения щуки. Лучшей возможности для этого трудно было придумать. Всего на троих у нас было 15 жерлиц и мои друзья занимались ими , я большую часть времени ходил с блесной . Сразу скажу , что качественного прорыва не произошло и жерлицы оказались более уловистыми . При активной ловле на них ловилось в день от 7 до 15 щук , я на блесну ловил 1-2 и как правило небольших.

Правда удалось подметить одну интересную особенность. Из десятков щук пойманных на жерлицы не было ни одной , которая взяла-бы сразу. Иными словами от момента зарядки жерлицы и до поклевки всегда проходило некоторое (от 20 мин и более) время . Я это могу объяснить только одним — щука слышит подход человека и отходит или затаивается и некоторое время не берет. Это также косвенно подтверждает поведение живца на жерлице . При подходе человека живец начинает дергаться , что хорошо видно по катушке . По моим наблюдениям живец перестает реагировать на шаги с глубины 5м и больше, но конечно это сильно зависит от характера снежного покров и шума производимого при ходьбе. В данном случае глубины были около 2м и я считаю , что именно поэтому мне на блесну попадались одни шнурки . Более осторожная крупная щука просто отходила , но мимо жерлиц пройти не могла. Выводы: при блеснении щуки необходимо соблюдать тишину, если из-за характера снежного покрова бесшумный подход невозможен , то лучше на глубинах меньше 4м не ловить и конечно лунки необходимо готовить зараннее . Эксперемент проводился на малопосещаемом озере (кроме нас там никого не было). Щука брала очень жадно и пустых поклевок почти не было. Жаднось ее просто поражала . Один раз на окунька попался шнурок , а шнурка взяла щучка не намного большего размера .

7img_0263.jpgВ качестве приманок я использовал различные балансиры , а также летнее колебло от Williems со светонакопительной каплей . Щучки ловились на все , но больше всего я был удивлен , что на относительно крупное колебло очень неплохо подтягивался и ловился даже некрупный окунь .

Долавливать получалось лучше некрупным балансиром.

Снег в лесу здорово подтаял и настало время попробовать поискать новые глухариные тока . Один день я полностью посвятил лесу. Весной бывает такой момент , когда снег с болот сходит , но сами болота еще промерзшие и по ним относительно легко ходить .

Тока обычно бывают по краям болот и на снегу обычно остаются многочисленные следы токовиков . Почти каждый день шли дожди и следы быстро таяли , но все-таки я его нашел.

А вот непуганный рябец прибежал посмотреть , кто нарушил его покой.

Олени ушли явно от меня , следы совсем свежие.

Весна шла полным ходом.

На следующийдень я хотел сходить на найденный ток , но приехал наш приятель и сказал , что пора переезжать в другую избу , так-как через несколько дней русло уже может протаять. Переезд.

Дедушкина изба комфортнее , шикарная баня , но с рыбалкой слабее и я большую часть времени посвятил охоте. Выхожу я обычно около 2ч ночи . Иду обычно не торопясь вполголоса напевая что нибудь , чтобы случайно встретившееся зверье успело уступить мне дорогу. На моем пути была медвежья привада .

В эту бочку сваливают всякую требуху и медведь ее периодически посещает. Было еще совсем темно и подходя к ней я слегка гукнул. От моего голоса у меня над головой с грохотом сорвался ночюющий глухарь плесканув мне адреалина в кровь. А вот и край токовища , оно прилично заросшее , что облегчает подход , но снега все-же много.

Как показывает практика подход по снегу почти невозможен , стою и слушаю. Минут через 20 я услышал сразу двух поющих петухов недалеко друг от друга , самый сложный вариант , неясно под чью песню идти. Пошел сразу под песню наступая исключительно на протаявшие пяточки , обходя снег. И вот петух совсем рядом , а я все не могу его увидеть . Передо мной большая раскидистая ель , делаю еще два шага под песню ,обходя ее и сразу понимаю , что сделал глупость. Петух сидит в 20 метрах на сухой сосне , правее меня и смотрит в мою сторону ( обычно петух сидит смотря на восходящее солнце , я специально подходил к солнцу , чтобы подойти сзади , но этот сидел наоборот). Стрелять очень неудобно , ружье лежит на левом локте , правая нога впереди. Замираю в надежде , что он меня не заметил , но петух щелкнув два раза спланировал заслонившись елкой , только я его и видел. Между тем второй продолжает петь , подхожу к нему . Путь мне перекрывает длинный кусок снежной целины , шириной всего около 5м . Обходить очень далеко , петух поет хорошо , место заросшее и принимаю решение проскочить напрямик. Даю глухарю распеться и делаю 3 прыжка по хрустящему снегу , успеваю услышать окончание песни и замираю , а петух точно что-то почувствовал . Он сначала молчал несколько минут , затем начал щелкать , но так и не запел а затем снялся и пролетел мимо меня , прикрываясь деревьями как-бы пытаясь рассмотреть кто ему помешал. В умных книжках пишут , что глухарь во время точения не слышит совсем , а мой опыт говорит , что слух у него притупляется , но громкие звуки он слышит , а видит он просто великолепно. Пора домой . Болота еще держат и иду прямиком.

По пути набрел на мастерскую дятла.

На следующий день на рыбалку . Лед от берега уже отошел и без дедушкиной пешни выходить опасно.

А рыбка прдолжала ловиться.

Иногда случались и такие курьезы.

Наверное нужно сказать о снастях и приманках . Вполне достаточно двух удочек с мормышкой и блесной , а в качестве наживки я давно применяю искуственный берклиевский мотыль . С живым мотылем много возни , а практика показывает , что в тамошних условиях большой разницы нет.

25img_0279.jpgПожалуй именно ловля на мормышку северных темных горбачей доставляет наибольшее удовольствие.

Через день снова охота. Снег уже здорово потаял и ходить стало легко.

Иду краем леса прикрываясь деревьями и слушаю через каждые 50м , и вот наконец -то услышал песню. Без проблем подхожу к петуху на 25-30 м . Собственно добыть его проблем нет , но надо-же снять для отчета . Зажав ружье под мышкой достаю под песню фотоаппарат . Все вроде идет нормально , петух поет , как вдруг он внезапно снялся и улетел , не дав себя даже сфоткать. Иду дальше и снова песня . Уже совсем рассвело , петух поет явно на открытом болоте на земле . Соблюдая крайние меры предосторожности подхожу . До петуха метров 40-50 , впереди совсем открытое место и дальше идти нельзя. Останавливаюсь и жду. Петух когда токует на земле, обычно не сидит на одном месте, и есть шанс , что он сам набежит. И вот я вижу , как метрах в 40 от меня он пробежал в прогале между молоденькими сосенками и сразу замолк , а спустя несколько минут снялся и улетел . Лишний раз я убедился как они хорошо видят . Я был в защитном костюме и стоял савершенно неподвижно , а он даже на ходу меня срисовал. Я уже повернул к дому , как услышал петуха . Начинаю подход . На краю болота есть небольшой круглый борок , волшебные звуки доносятся с противоположного края . Перед бором совсем открытое место с протаявшем ручьем. Делаю под песню по одному шагу , чтобы бульканье пузырей вырывавшихся из под ног успевало прекратиться к концу песни. Наконец-то край бора , твердая земля , я вижу петуха ,еще метров 20 и можно стрелять. Вдруг петух совершенно беспричинно взлетел и перелетел через ручей , где я только-что лазил , уселся на совершенно открытом месте и сразу начал токовать . Все , шансов подойти нет. На этом моя охота закончилась и хотя я не добыл ни одного петуха нет ни тени разочерования , наверное старею.

Лед на озерах распадался буквально на глазах и в последний день я ловил с накатанной снегоходами тропы.

Река уже давно вскрылась.

С югов подтянулись гуси и другая пролетная птица.

А нам пришло время подумать , как из этого рая попасть домой. Собственно варианта всего два : пешком или гусеничной техникой. Привели в порядок вездеход (насколько мы это умели) и стали ждать наших друзей .
Экипаж машины боевой.

К вечеру пришли пешком наши друзья , поужинали , сели на вездеход и поехали . Сначала все шло хорошо , но после прохождения очередного болота у вездехода задымился правый фрикцион. Начались ремонтные работы при свете фонарика. Несколько лет назад у нас был подобный случай и пришлось идти пешком почти 20 км .Володя(Sedoi) — активный участник того марш броска в этот раз ехал внутри вездехода и когда мы остановились для ремонта он не удержался от реплики. Это-же надо, на том-же самом месте. В это раз у нас было очень мощное техническое обеспечение , два профессиональных автомеханика и недавно демобелизованный воин , служивший на такой-же технике. Несколько часов кручения гаек , при помощи ключей и какой-то матери дали положительный результат и за час до отправления поезда мы были на вокзале.
До скорой встречи Карелия!
31eooiia-2013-aania-006.jpg Поздравляю всех одноклубников с началом сезона твердой воды .
С уважением Владимир.

10 комментария на “Весенние радости 2013”

1. Владимир, спасибо,
    я прям почувствовал запах просыпающегося весной леса !

Ты ведь вроде с двойником нарезным ходишь.
    Поставь светлую оптику, она сейчас стала доступна по цене.
    Можно бить наверняка с 60-70 метров даже в сумерках.
    Одно дело смотреть и отпускать петухов под Москвой, и совсем другое — в тайге.
    Особенно когда два голодных товарища мечтают об ароматном шулюме 8) 8) 8)
    Мне тут на работе терентия свеженького подогнали- это что то , давно такую вкуснятину не кушал 8)

2. в дореволюционные времена считали, что во время точения глухарь ещё и слепнет, что ессно не соответствует действительности. Однако на счёт того, что он слышит при точении громкие звуки сильно сомневаюсь. Наверняка и Вам приходилось достреливать глухариков после промаха «под песню». Спасибо Вам за рассказ, дядя Володя. Порадовали по настоящему.

3. Весна была бурная,дожди ,ночью не подмораживало.Снег около 1 м как каша,рыхлый.На лыжах ходить совсем не получалось-проваливались а сверху насыпался тяжеленный снег.Зато по льду песня-как по асфальту.По этому охоту пришлось оставить на последнии дни когда снега стало мало.Из-за дождей глухарь токовал редко.

4. Всем большое спасибо за отзывы. Будем работать дальше.
    Ivan — 77
    Цвет у рыбы из за темной торфяной воды. На глухих лесных ламбинах окуни совсем черные.
    ДМ
    Оптика у меня конечно есть , но в данном случае было далеко и с ней. На севере стоит стандартный ударно-спусковой механизм от ИЖ-27 и хотя я его как мог вылизал спуск все равно не как у винтовки . Да и вообще стрелять стрелять с руки стоя по колено в болоте дальше 80 м у меня не очень получается.

Belik и Alex_ki
    Да, это сижки , попадаются как прилов на мормышку.
    Petro
    Реакция животных на выстрел — это особая тема.Они ведь не могут знать что это такое и как правило пугаются только близких выстрелов . В эти выхи взял здоровенного русака и хотя я стрелял не далее 150 м от него (по рябцу) поднялся он только когда я к нему подошел и таких примеров у меня очень много. Глухарь выстрела боится пожалуй гараздо меньше , чем другие животные . Приходилось брать глухаря осенью из карабина с 3-4 выстрела.