Клуб Активной Рыбалки "Налим" » По рекам Енисейской Тайги.

По рекам Енисейской Тайги.

Посмотрев замечательный фильм «Счастливые люди» — захотелось побывать в тех краях и, конечно же, попытаться поймать тайменя. В конце июля, вдвоем с Игорем, отправились в трехнедельное путешествие. Из Туруханска к началу маршрута забрасывались моторкой. Сергей, владелец моторки, накормил нас вкуснейшими котлетами из щуки, сказал, что нам повезло с погодой, только вчера на Енисее закончился шторм и мы поехали. Прощаясь, Сергей дал нам в дорогу кусок сала и, на всякий случай, попросил позвонить ему, когда мы выберемся из тайги…
Нам предстояло подняться вверх по речке около 20 км к пешей части нашего маршрута. Вместо сухарей, Игорь замешивал тесто и вечером выпекал на костре вкусные ароматные лепешки. Казалось бы очень простой рецепт (вода, мука, соль и дроржжи), но на сколько в походе меняется отношение к еде…

5443_

Река расставалась со своими притоками и мельчала. Сады камней усложняли перетаскивание груженой лодки. Появились заросли очень похожего на мать и мачеху растения и хариус (200-400 гр). Удивительно на сколько близко он подпускал нас. До сих пор вспоминаю, как на струе, среди травы стояли три красавца. Впереди самый крупный — с красивой голубой окантовкой плавничков…

На четвертый день начали пешку в 2 ходки. Старались выбирать места повыше, но все равно пришлось вымочить ноги в болоте. Идти тяжело. Очень много кочек и ям с водой или грязью. Все это поросло высокой травой или кустами и сплошь в заваленных деревьях. А еще гнус и комары. Такое впечатление, что в тайге живут только птицы. Зверье умное, чего ему тут ноги ломать… Прошли около 5 км и оставили вещи на озерце из которого должна вытекать наша речка. Оно сплошь в ивняке, не просто было к нему подойти.

Вернулись обратно, собрали лагерь и начали завершающую ходку. Думы были о том, где бы поставить палатку и где взять дрова. Появилась мысль — надуть лодку и провести разведку. На такой оптимистичной ноте мы шумно пролезли через ивняк к озеру и скинули с себя рюкзаки.

Чудесный тихий вечер после трудного дня, зеркальная гладь озера, закрываемая от нас небольшим островком и тишина… Игорь говорит: какой то зверь плывет, бобер что ли? Тут же на островке из кустов появляется медведь с весьма не добрыми намерениями..Подхватив, что под руку попалось, чтобы казаться повыше стали кричать. Нет не кричать, ОРАТЬ мы стали — изо всех сил!!! То мгновенье, что медведь раздумывал, что ему делать — мне вечностью показалось! Когда он скрылся в кустах и первый мандраж прошел, я глянул за островок и сообщил Игорю, что медведь уже переплыл на другой берег. На что Игорь многозначительно сказал: ни хрена себе Сальников…
Зато, одним махом решились все проблемы. Разведку мы отменили, палатку поставили прямо на берегу, подстелив под нее лодки, да и дровишки тут же нашлись для дымного костерка.
Ночи, с тех пор, перестали быть для нас тихими и безмятежными. Я спал с ножом и свистком, а Игорь, наверное, с филейником ))). Спали чутко, просыпаясь среди ночи и прислушиваясь к малейшим шорохам. Иногда растолкав товарища начинали шуметь. Я свистел в свисток, а Игорь кричал — милиция, милиция! И потом долго не могли уснуть )))

Река, нырнула из озера в кусты. Вот Игорь стоит почти на середине речки, балансируя на ветках, если вступить между веток — то по пояс и глубже. За три часы мы протащили лодки на 1 км. Обессиленные вылезли из кустов на болото и по медвежьей тропе пошли в 2 ходки. Болото быстро кончилось и опять началась непроходимая тайга. Теперь мы в полной мере осознали что это такое. Проходя с рюкзаком по 200-300 метров ставили точку в ГПС и возвращались за лодками. В тот день мы прошли менее 4 км. На следующий день стало возможно тащить лодку по воде, потом проплывать по несколько десятков метров, а во второй половине дня мы полноценно поплыли и впали в крупную реку.

Встали на песчаной косе. Никогда я так не радовался ночевке на песке — ровное место без камней и кочек. До конца дня обустраивали лагерь и рыбачили. Клевали окуни по полкило, не меньше.

Сегодня празднуем мой ДР. Игорь приготовил мне очень ценный подарок. Он через такие дебри протащил лишний килограмм с вискарем в стекле и к нему на закуску сгущенку с оладьями. Только в походах понимаешь, на сколько ценны такие подарки. Игорь, спасибо тебе большое!

Стол ломится от разносолов. Вот окуневая уха, в которой ложка стоит. Вот клецки, сваренные в рыбном бульоне, вискарик опять же…Нам было там так хорошо, что решили остаться там еще на денек -отдохнуть, порыбачить, подклеить лодки и высушить вещи для большой пешки в 20 км через перевал с набором высоты в 500 метров.

Так впадают ручьи в Нижнюю Тунгуску.

Непроходимая тайга на пути к перевалу.

Перевал пройден, теперь дорога только вниз, к речке.

Речка оказалась слишком мелкой для сплава. Пешка продолжается по берегу, т. к. очень скользкие камни не дают идти по дну.

После водопада в реке появляется рыба. Огромное количество хариуса (500-700 гр). Таймень не попадается. После водопада поплыли, но с трудом. Помогли дожди -поднялась вода.

Мы на реке к которой стремились. Но пока ловится только хариус.

Работая с картами района, был удивлен большим уклоном рек и отсутствием порогов. Не зря тащил фартук и юбку. На реках полно шивер (2 кс по карельским меркам) и открытую лодку постоянно заливает. На Н.Тунгуске тоже нормальные волны встречаются, особенно когда сильный ветер.

Еще не оставляет надежда порыбачить в нижнем течении.

Аленькие цветочки Тайги. Лилии саранки.

На Н.Тунгуске удалось на спиннинг поймать сига. В отличии от хариуса сиг был с пустым желудком. В один из вечеров, при абсолютном штиле и неимоверном количестве гнуса, сиг то тут, то там играл на поверхности воды.

Крутые берега Тунгуски не позволяют поставить палатку рядом с водой, приходится карабкаться на 20-30 метров вверх по валунам, до зоны леса.

Невероятно красивый скальный участок реки. Течение около 4 км/ч. Но с рыбалкой здесь плохо.

Зато все в порядке с гнусом. Даже на сплаве накомарники одевали.

Вечером, как туман над землей появляется слой «серой смерти».

Слой гнуса утром в костре. И это только тот, что подох, но не сгорел.

Заключительная стоянка на галечной косе. Вторая ровная площадка за весь поход.

Это уже в Туруханске.

В любом отчете должны быть котики ))).

Завершается наш поход, но мы так и не поймали реликтовых рыб, хотя, как оказалось, не дошли до них пару десятков километров. Без сомнения район очень интересный и еще ждет достойных.

С борта на Красноярск, Енисей виден как на ладони… Картины в лучах заката обалденные, наводят на размышления. Все ли мы сделали правильно? Хотел бы я что нибудь изменить в этом походе? Но на ум приходит лишь фраза из анекдота-зачем ворошить старое, если можно наворотить нового! До новых путешествий друзья!

12+
  • avatar

62 комментария на “По рекам Енисейской Тайги.”

1. Да нечего там было менять, маршрут был проложен идеально! Просто места не хоженые и нитка была по карте, а на карте не написано что некоторые реки непроход в плане сплава, вот и тащили все барахло вдоль берега в надежде когда же начнется сплав) По мне так сильный маршрут, вспомни как вечером в палатке считая график движения оказывалось что не заметив мы отстаем на день и на следующий день начинаешь нагонять. А как отметили твой ДР и вечером в палатке ты сказал что рано отметили, а как оказалось мы опять отстали и вместо трех дней на 70км пришлось пройти за два) Все было супер!

2. Есть ли по данной территории какая-нибудь статистика или информация от местных жителей о нападениях медведей на человека и к чему эти нападения, если они случаются, приводят?

1. А есть ли такая статистика вообще с каких либо мест) этот на нас вышел из любопытства, мы против ветра шли и он не знал что это человек, в принципе нападение целенаправленное очень редкий случай в любом регионе. Он сам очканул и в стоику встал как зашитный вариант а когда понял что ему ни что не грозит свалил.

1. Да, фото кострища засыпанного слоем мертвой мошки говорит о многом.
        Самое ужасное на волоках, когда постоянно в движении с нагрузкой, а приходится «упаковываться» конкретно.

1. Тепла не было так что одежда не напрягала, хотя какая там одежда), на мне всегда таермуха, вейдерсы внизу, очень тонкая термуха и рубаха баг стопер сверху, если начанало поливать одеваешь куртку, а вот перчатки одеваешь утром в палатке и вечером в палатке же снимаешь))) Не мылись почти три недели из за этой твари. У каждого персональная ссальная бутылка чтоб не вылазить с палатки)

1. Я тоже этим летом на Ямале поссывочную бутылку брал в палатку на ночь. Так понравилось, что теперь даже на Оку с ней езжу, чтобы не вылезать из палатки лишний раз.

2. Видимо действительно очень понравилось! Если привез с Ямала, чтобы на Оку брать! *CRAZY*

• avatar
          3. Да, так оно и было — валялась все время в кармане рюкзака, была и на Оке и еще много где… Только недавно, когда убирал на зиму рюкзак нашел ее и выкинул! Удобная поссывочная бутылка на дороге не валяется! Я последнее время даже из спальника приспособился не вылезать.

4. И это правильно, если есть возможность повысить свой комфорт почему бы и нет. Я давно про эту систему знаю но как то стеснялся Лехе предложить, потом осмелился и прижилось) Ноги кстати чтоб не мыть с гнусом и в холодной воде мы носим гигеенические салфетки и перед сном просто протираешь ноги. Весу не много а пользы много)

5. Бутылочка в спальнике , это конечно интересно , только в прошлом году Максим плохо ее закрутил , было весело , хорошо , что у каждого была своя палатка. :-D

3. Зашибись вышла прогулочка. *CRAZY* По сколько кил живого веса сбросили? =)
    Для отпугивания зверя неплохо иметь в хозяйстве ракетницу такого плана.

Заряды красного, желтого и зеленого цветов.
    Веса много не добавляет, а вот спокойствия — да. Опять же в критической ситуации — дополнительный способ привлечь внимание.
    Я в походах на Белое море постоянно таскал её в кармане жилета.

1. Я четыре кила скинул) не особо то он и боится этих пукалок) Мы просто умумукались в тот раз, заварили чай по быстрому на горелке и тихо сидели переводили дух, если бы шумели он не подплыл бы, а так он слышал треск кустов вот и приплыл глянуть может жратва какая пришла. Он на другом берегу обитает, на следующий день по его тропе шли, причем вытоптана конкретно так.

1. У меня сын в этом году ездил волонтером на камчатку . Медведей там не меряно и местные егеря говорят , что для отпугивания лучше всего сигнальный патрон из гладкоствола , причем стреляют прямо в него , шерсть начинает гореть и это его пугает . На выстрелы в воздух иногда не реагирует совсем.

1. Если ракета попадает в него и начинает гореть шерсть , то любопытство сразу пропадает.

1. Ну для этого существует почта России, ты думаешь мы в самолеты все смогли взять) у меня перегруз 4кг был на 3т.р и в Туруханске посылка 13кг нас ждала которую заранее отправили)

1. 24.07-16.08 комар это детская забава, мошки море, Леха же вроде писал. Причем если на Кольском и Полярном Урале вся эта гадость ложится спать и после 9-10ти вечера можно спокойтусить хоть в трасах, там эта тварь не спит вообще. Первый поход когда я пользовался репилентом постоянно. Посмотри фото палатки в черных точках, вот столько мошки почти всегда)

4. Игорь, что движет человеком что бы пройти через такие трудности? Какая мотивация? Как выбирается маршрут, зная что в прошлом году он был сложный, а в этом будет ещё сложнее? Как чувствует себя человек в экстремальных условиях, зная что рядом только один твой товарищ, не наступает ли надоедание друг другом? Интересено внутреннее состояние человека, его реакция на окружающий мир? Наверное это описать очень сложно!

1. Слабоумие и отвага вот что движет) Надоедает ли один человек рядом, мне нет, я С Лехой готов хоть куда, с другим подумал бы или не пошел, это без пафоса, Мы с ним прошли не один маршрут и понимаем друг друга с полу слова. остальное могу объяснить при встрече)

• avatar
        1. Ленка на было, хотя именно я его и хотел поймал и мух на него вязал. Шила не хватило на один день, после подъема на перевал так замумукались что развели двойную дозу)

5. Поход выдающийся по замыслу, трудности, риску! Представляю, каким должен быть предшествующий опыт, чтобы спланировать и пройти этот маршрут!
    Завидую! Хотелось бы поучиться… Много вопросов по практической части. Самые первые: — продуктовая раскладка, — средняя дневная сухая масса продуктов на человека (без рыбы), — удавалось ли избегать поздних ужинов? По снаряге: — лодочки, естественно, интересны. Как найти в Инете? Что за репелленты брали?
    Встречались ли следы людей, кроме мест старта и финиша?
    Вообще, супер-отчет! Спасибо!

1. Миш по сухой раскладке это к Лехе, записи у меня конечно есть но не помню. У меня пакрафт альпака, у лехи какой то спец заказ. Я брал гардекс экстрим, но на будущее буду покупать в пиндосии с 98% дета. Следов человека не было, по моему две или три реки прошли первыми. Всего прошли семь рек, не считая моторки на Енисее

6. Молодцы!
    К этому району присматриваюсь давно. Изучил много отчетов и понял , что таймень водится в достаточно многоводных реках , как вариант от Таруханска можно сесть на попутную баржу , а затем зайти в приток и подняться на моторе пару сотен км , но нужно много времени. А в мелких речках только хариус . Идти нужно в середине августа , комарья будет меньше , ну и ствол нужно иметь в тех местах.

1. Володь, фото где я сижу на борту лодки на тайменевой реке, но он стоит выше от того места где мы в нее вкатились, в низу на реке стоит лагерь комерсов с подухами которые возят рыбаков ловить тайменя выше. Он после нереста не скатывается в низ а стоит там до осени. Если интересно посмотри на карте реку Делинге ( Делинга) мы в нее впали из Нерапчата

1. Я там не был , но очень хочу съездить . Пересмотрел много всякой инфы и у меня сложилось впечатление , что на реках , доступных из Таруханска на моторках тайменя уже почти нет , дальше надо забираться и здесь или вертушка , что очень дорого или водный транспорт . По тунгуске летом достаточно активная навигация и можно упасть на хвост. Можно одного , двух чел с барахлом отправить поездом , а остальные в Таруханске присоеденятся , у меня кстати время есть . Нужно правильно выбрать приток в который нужно будет подняться , но такую экспедицию за 3 недели не осилить.

2. Сложно в Туруханск будет все барахло доставить, самолетом только 20кг, транспортных компаний нет, если только до красноярска на поезде а дальше на параооде, но это неделя только туда, и билеты на пароход отсюда не купишь, только в Красноярске.

1. Я в теме . Самый дешевый способ попасть в Таруханск с барахлом , это поезд до Красноярска , а дальше на попутной барже . В красноярском пароходстве контакты капитанов в принципе можно узнать . При таком раскладе и пенсионеров можно брать.

• avatar
  7. Дмитрия Васюкова из серии «Счастливые люди» пересмотрел всё. Но про Енисей понравилось больше всего. Впечатляет суровая жизнь людей в тех краях и умение общаться с природой.
    Поход Ваш тоже впечатляет своей сложностью.

1. Хреново там сейчас совсем, нацгвардейцы местных совсем прижали, многие кто занимался рыбой даже для себя перестали ловить. Причем не дают ловить ничего, даже тугуна с сигом. Мы хотели в Турухаске тугуна купить чтоб поесть, нет ни у кого. Ниже Туруханска подстрелили двух нацгвардейцев, одного совсем. Может такие случаи охладят их пыл. Там ведь без добычи совсем туго жить, работа только в гос учереждениях и немного комерции а на всех ее не хватает. Ну а про то что в самолет не протащить рыбу я вообще молчу, мне местные так и сказали даже если и найдешь где рыбу все равно не увезешь. Дома там двухэтажные деревянные, на подоконниках рядом с пепельницами спирали от комаров и мошки, горячего водоснабжения нет, в каждой квартире свой болер, электричество дорогое, в городе стоит угольная электростанция. Но народ живет, два детских садика, школа, роддом, больница. Вспоминаю веселый случай, заходим в магазин за продуктами, Леха спрашивает-печенье свежее, продавщица- с последнего привоза)))

• avatar
        1. А ты думал я про медведя приукрасил) Фото что тебе понравилось река Северная, там рыбалки нет почти, хотя река на слуху у любителей комерческой рыбалки, но в основном на ней стоят лагеря а на подухах возят в притоки. На самом верху конечно рыбалка хорошая но до верха как до Пекина)

8. Приветствую всех!
    Прошу прощенья, но попробую ответить всем сразу:

Не вылезая из спальника, охренеть!
    Во, блин, у кого надо учиться!
    Володя, проведи мастер класс, пожалуйста! Ну или ролик выложи что ли )))

Про медведей — нужно постоянно обозначать себя свистом и окриками, после 16 часов особенно.
    Чуть расслабились — и вот результат — приняли за лосей и чуть не сожрали ))).
    И ведь как тихо подплыл — зараза.

Сигнал-охотника — очень много осечек бывает. Нужно быть всегда на чеку.
    Знакомый на Кунашире, встретившись очень близко с медведем, не смог из заднего кармана достать светошумовой пугач — боялся спровоцировать. А вот канчик с почищенной рыбой бросил ))))

Лодка у меня старая тритоновская — Нерпа1. Тяжелая 6,5 кг, с фартуком и юбкой 8 кг, но очень ходкая. Моноболонка. Из минусов — очень низкий борт постоянно заливает, но и низкое сопротивление ветру. Надо менять, но пока не решил на что.

В раскладке себя не ограничивали. Итого на 3 недели на двоих: колбаса с/к 2,1 кг, шоколад 0.8кг, сукафрукты/орехи 1,1 кг, крупа(рис пшено гречка) 60гр/чел/день (молочные каши на завтрак), на ужин (20гр/чел/день мяса сушеного +40 гр/чел/день картоф.пюре/горох -Игорь сам сушил фарш) — это кипятком можно заливать. 2,8кг мука, 1,5 л.масла растительного, соль 0.25кг, шило 1,5л, сух.молоко 0.15 кг, топленое масло 0,2 кг, чеснок 0.3 кг, сахар 1,5кг, чай 0.5кг, сушки 1кг. Два балона с газом 230 гр (кипятили 0,8л воды примерно по 14 раз на 1 балоне) — чаепития в обед и несколько раз в палатке питались не разжигая костра. Лепешки жареные на масле и рыба — достойное дополнение к столу.

Было по всякому, иногда и в 6 утра поднимались (на пешке), обычно в 7, на воде уже в 8. На пешке до 20, шли. На воде стрались раньше вставать, чтобы порыбачить. А так белые ночи, если силы есть можно сколько хочешь ))).

Гнуса станет меньше, только после заморозков. Вода летом падает быстро. В конце июля — уже уровень воды низкий, это если в притоки заходить. На Нижней Тунгуске (от Северной до Туруханска) очень мало хороших мест для ночевок. Даже барахло с катамарана развязать — очень проблематично.

• avatar
    1. Еще раз отчет перечитал и сейчас раскладку увидел — ну ооооочень аскетично, парни! Понятно, почему у Игоря такие глаза круглые на выходе))

Красавцы! Ну об этом обо всем лично хочется попи***еть, как минимум туда-обратно в Пу)

1. Ты знаешь отнюдь не голодали и мкуи вместо 200гр в сутки на двоих съедали больше, наверно в начале как то сэкономили. А перед подъемом на перевал посчитали и выкинули 600гр муки, хотя потом ее хватало. Мука это вообще зачетная тема, быстро, просто, питательно и вкусно, да и зубы целые. Раньше я после каждого похода приходил с отколотым зубом)))

1. Из ржаной получится либо совсем хрень либо не получится совсем, ржаной муке нужна закваска а не дрожжи. Поверь хлеба пеку не первый год, магазинный не признаю вовсе, и муку покупаю у частных мельников.

1. Игорь! Не первый раз слышу, что пекут хлеба заместо сухарей и т. п. Хочу научиться печь лепешки в походах. Не поделишься технологией. Только самое основное. Особенно, по муке, добавкам в неё (если они имеются), приготовлению теста, в чем и сколько выпекать… Буду благодарен за науку…

1. У нас было так, вечером в контейнере замешваешь 200гр муки, 180гр воды 2 гр сухих дрожжей и 2гр соли. Таскаешь все это в рюкзаке хоть сутки хоть пол суток, потом печешь на противене. Тепла не надо. Для дрожжей, муки , соли мерки делал дома. Да и спосле первых ляпешок я обленибся руки тестом пачкать и вываливал локой в противень порционно, так даже вкусней

• avatar
          2. Игорь! Спасибо! Потренируюсь при случае… Может, еще подскажешь по протвиню, какой бы полегче, чтобы в рюкзаке таскать?

3. Заходшь а Ашан и выбраешь что твоей душе угодно)

4. Когда много рыбы, то можно вареную очистить от костей, смешать с мелко нарубленным луком, поперчить, посолить. Получится замечательная начинка для рыбников.
            Тесто раскатать тоненько. Слепить пирожки и жарить на сковородке.
            Конечно муки надо брать побольше. Да плюс иметь круглую бутылку как скалку. *CRAZY*

5. Игорь! Понял! Спасибо!
            Андрей! Это интересно! Благодарю за совет!

1. Да у Вас с барахлом все нормально,да и лодки маленькие.А если он решил сожрать то шансов, что с ружьем,что без *CRAZY* ,а ночная ваза — бутылка замечательно,я и в машине при нынешних пробках держу-выручала!