Клуб Активной Рыбалки "Налим" » На Китайских прудах

На Китайских прудах

  Материал для журнала «Рыбалка на Руси». Публикуется с личного согласия автора.
 
Начиная с 2000 г, мне с группой русских специалистов, довелось неоднократно бывать в Китае. Большую часть времени я жил и работал в окрестностях Пекина, но бывал и в центральном  Китае, повидал Желтое и Южно-Китайское море. Некоторые визиты продолжались по 3-4 месяца и, естественно, для меня, заядлого рыболова, провести такое время без рыбалки было бы сущей пыткой.  

Евгений Бодунов.
 
 Китай – единственная уцелевшая древняя цивилизация, устоявшиеся в течение тысячелетий уклад жизни и психология китайцев совершенно не похожи на европейские. Нам, русским специалистам, поначалу было трудно ориентироваться в этом новом для нас мире. Китайцы – трудоголики, мы тоже целиком отдавались работе, и спросить о возможности поездки на рыбалку я просто не задумывался. Однако, когда я заикнулся об этом своему переводчику, он просто обрадовался. До этого все наше свободное время планировалось хозяевами и, видимо, возможность доставить гостям приятное, не сильно напрягаясь поиском  новых развлечений,  устраивала китайцев. 

devochka.jpg

 

    С тех пор по выходным как летом, так и зимой, рыбалка заняла прочное место в нашем досуге.

    Особенно мне запомнилась первая рыбалка, происходившая в окрестностях города Сианя, знаменитого своим музеем терракотовых фигур. К гостинице, где я жил, подкатил микроавтобус «Фольксваген» с группой сотрудников фирмы, командированных составить мне компанию. Все они были вооружены удочками. Одну удочку торжественно вручили мне, с просьбой критически оценить ее.  Удочка была нормальная – тонкое легкое 5-метровое углепластиковое удилище с довольно грубой, как мне сначала показалось, оснасткой. «Фольксваген» выкатил из города и стал подниматься в гору по живописной извилистой дороге. Начались деревни. После сверкающих небоскребов и роскошных супермаркетов Сианя нищета горных деревень явилась разительным контрастом. Наконец, мы достигли перевала, и открылось волнующее душу рыболова зрелище. Внизу в долине,  утопая в зелени, раскинулось множество прудов. Один из них был целью нашего путешествия. Нас встретил хозяин, его звали Фу Чен. Между ним и моими попутчиками началась оживленная беседа, как не трудно было догадаться – обо мне. Потом жестом он пригласил меня следовать за ним и провел во двор своей фанзы. Там стояло несколько сваренных из стальной арматуры приземистых клетей, в каждой из которых сидело по 2-3 здоровенные змеи. Среди сопровождавших меня сотрудников фирмы не было переводчика, но из их английского я понял, что эти змеи смертельно ядовиты и, что хозяин ловит их для поставки в рестораны.

    Затем мы направились к обсаженному тополями и плакучими ивами пруду. Вода была мутная, но тут и там по ней расходились круги, указывающие на обилие рыбы. На крючок  нужно было насаживать цилиндрики комбикорма. На каждый из них была надета круглая резинка, что позволяло фиксировать насадку очень прочно. Для  меня тогда такая наживка была в диковинку.

    — А на что в России ловят рыбу? — спросил меня Фу Чен.

    — На червя — пытался объяснить я. Однако, мои попутчики не знали английского слова «worm», и я показал пальцем на землю, намекая, что черви живут в земле. Хозяин радостно закивал головой и через минуту появился с пучком травы, сорванной неподалеку.

    — Это тоже очень хорошая насадка — пояснили мне мои друзья.

ulov.jpg

    Наконец, я сделал первый заброс. Поклевку не пришлось ждать долго. Она была типично уклеечной – поплавок пошел вбок. Я подсек и тут понял, зачем была нужна такая грубая снасть. Тоненькая удочка согнулась колесом, хозяин подбежал с подсачеком, и через некоторое время я уже держал в руках великолепного килограммового белого амура. На этом пруду ловились только амуры – красивые серебристые рыбины, очень похожие на наших голавлей.

    Вечером наши трофеи были переданы поварам ресторана, после чего поданы на стол в жареном виде. Каждая рыба была изжарена целиком, причем спина была разделана острым ножом на кубики, что позволяло абсолютно не чувствовать кости, которых в белом амуре более чем достаточно.

obed.jpg

    На этом история моей первой летней рыбалки в Китае не кончилась. На следующий день в обеденный перерыв  в ресторане, где я обедал, меня как старого друга приветствовал Чен Фен. В руке у него была бутылка с жидкостью ядовито-зеленого цвета.

    — Это  желчь змеи, настоенная на водке, — сказал мне переводчик, — в знак дружбы он предлагает вам выпить с ним этого напитка, обладающего целебными свойствами.  

    Отказаться было нельзя, тем более, что настойка змеиной желчи оказалась довольно приятной на вкус.

    Больше в Сиане мне порыбачить не пришлось, но вблизи Пекина мы побывали на многих водоемах. Хороших рек в окрестностях Пекина нет, но имеется множество прудов и водохранилищ. На больших водоемах рыбалка, как правило, бесплатная. На маленьких рыборазводных прудиках нужно заплатить. Принцип оплаты в корне отличается от системы, установленной нашими непомерно алчными дельцами от рыбалки, поощряемыми не считающими денег «новыми русскими» рыболовами. Например, совершенно немыслимо заплатить тысячу рублей только за то, что ты имел счастье несколько часов посидеть под хозяйским зонтиком, а потом еще и оплатить рыбу (если поймал).

Плата справедливая: сколько поймал – за столько и заплати. Цены – такие же, как в магазине. При этом тебе бесплатно предоставят удочки (если у тебя их нет), уловистые насадки, стульчик. Обычная рыба: белый амур, карп, карась, местные разновидности лещей и сомов, теляпия. Максимальная цена – 16 юаней (меньше 60 рублей) за килограмм.

На водоеме мы обычно появлялись привлекающей к себе внимание компанией в составе двух лао-вэев (иностранцев), шофера, переводчика, друзей и подруг. Теоретическое знакомство их с рыбалкой проводилось еще дома.

2kitaiki.jpg

После нескольких рыбалок одна из девушек перешла от теории к практике, купила удочку, и ловила наравне с нами. Надо было видеть, какими восторгами сопровождалась каждая пойманная ей рыба! Да и другие сопровождающие, не принимавшие непосредственного участия в рыбной ловле, всегда радовались нашим уловам вместе с нами.

uzhelie.jpg

Первые наши рыбалки прошли на бесплатных водоемах. Обычно это водохранилища в горных ущельях. Здесь  большие глубины и холодная вода. В глубинах этих резервуаров водится крупная рыба и огромные водные черепахи. Мы при ловле с берега довольствовались мелкими карасями, карпиками и ле-фэй (у нас эта рыба называется теляпией, водится в теплых стоках электростанций). Обычно всю рыбу мы отдавали нашим спутникам, но несколько теляпий я завялил на кухне на своей китайской квартире, и они оказались отменного вкуса.

 tiliapii2.jpg
Такие скромные успехи привели нас к пониманию, что нужно ловить на платных водоемах, особенно, когда выяснилось, что плата на них совсем не такая, как в России. На первой же рыбалке после нескольких обрывов мне удалось, наконец, выловить крупных белых амуров. Китайцы очень смеялись, когда увидели мои поводки диаметром 0,12 мм. Некоторые из них ловят прямо на плетенку без всяких поводков.

Цилиндрики из комбикорма, о которых я уже говорил выше, с уже надетыми резинками, можно купить в любой рыболовной лавочке. На упаковках, в которые они расфасованы, обычно нарисована какая-нибудь конкретная рыба: карп, белый амур и так далее. Имеется в виду, что эта насадка наилучшим образом подходит именно для изображенной на картинке рыбы. Однако, рыбы, по-видимому, этих картинок не видят, потому что на практике мы не ощутили большой разницы в действии насадок. Также существует множество пакетиков, содержимое которых замешивается водой и тут же насаживается на крючок. Вообще, индустрия кормов, прикормок, ароматизаторов для рыбы развита в Китае чрезвычайно хорошо. На рыболовном рынке в городе Санхе в магазине кормов на витринах лежало, наверное, несколько сотен разновидностей пакетов, коробок и пузыречков, специализированных по видам рыб. В рыболовных магазинах можно также купить  и традиционных для нас червя и мотыля.

Еще об одной забавной возможности поймать рыбу мы узнали, путешествуя по горной дороге вдоль Великой китайской стены. Проехав мимо нескольких придорожных ресторанчиков с бассейнами и зазывающими надписями с нарисованной рыбой и непонятными иероглифами, я спросил у переводчицы, что это значит. Оказалось, что рыбу в бассейне посетители могут поймать сами, а затем вам ее тут же приготовят (можно и забрать с собой домой). Рыба – форель. Цена: 20 юаней (72 рубля) за 1 килограмм. Понятно, что у следующего такого заведения мы сделали остановку. Два последующих действия  этого спектакля представлены на фотографиях.

sadok.jpg

Многие уже забыли об эпидемии атипичной пневмонии, «вспыхнувшей» в Китае одновременно с началом американского вторжения в Ирак. Мы пережили эту эпопею с начала до конца, и на время стали  «невыездными».  Были отменены все экскурсии, поездки в Пекин, но хуже всего было то, что выставленные всюду санитарные кордоны перекрывали дороги и ограничивали возможность проезда к местам рыбалки. Но нет правил без исключений. В один из дней тотального карантина мы все-таки попытались доехать до какого-нибудь водоема. Две попытки оказались безуспешными. Охранники в масках с повязками на руках были непреклонны. У третьего шлагбаума история повторилась. Но за шлагбаумом на скалистых берегах водохранилища виднелись люди с удочками.

- А как же они там оказались? – попросил я перевести переводчика.

Между охранником и переводчиком завязался громкий разговор с жестами, указывающими на горный склон, примыкающий с одной стороны к шлагбауму.

- Они обошли шлагбаум по горной тропе, — ответил переводчик.

- Может и нам так поступить? – спросил я с робкой надеждой.

- Нет проблем, — сказал переводчик – но нужно заходить на тропинку не совсем уж у них на глазах.

Мы отошли метров на 50 от шлагбаума, немного поднялись по горе,  и через полчаса уже таскали теляпий из прозрачных вод водохранилища Нанкоу. Чтобы не обидеть профессиональные чувства охранников, подсказавших нам выход, обратный путь мы также проделали по горе.

В рыбалке китайцы весьма консервативны. На прудах они ловят обычно, усевшись в кресле, под большим зонтиком. Все, как один, ловят со дна. Как-то раз мы попали на новый для нас пруд в середине дня. Аборигены уже сворачивали зонтики и доставали садки, в которых прыгало по 4-5 рыбин, карпов и белых амуров. Видно было, что это их улов с раннего утра.

lj11.jpg

- Сегодня плохой клев, — перевел мне Ли Чжиго слова хозяйки пруда.

Тем не менее, по воде шли круги и расходились следы, барражировавших вблизи поверхности рыб.

- Еще бы, плохой клев, — подумал я, глядя на двухметровый спуск еще не ушедшего домой китайца. Подняв грузило к поплавку, и сделав спуск около 40 см, я забросил удочку так, чтобы насадка медленно опускалась. Поклевка последовала тут же. Через минуту полуторакилограммый белый амур бултыхался в садке. При всех следующих забросах действие повторялось. Китайцы стали коситься на меня из-под своих зонтиков. Остановился я только тогда, когда стал прикидывать, — хватит ли имевшихся у меня с собой 400 юаней, чтобы оплатить улов.

Половить на китайских морях мне, к сожалению, не удалось. Запомнилось только, что на Желтом море вблизи города Бейдайхе вода чистая и прозрачная, и что осьминоги отлично клюют на удочку и являются для рыбаков таким же желанным трофеем, как и рыбы.

more.jpg

У китайцев есть поговорка «нельзя выйти из Китая, войдя в него». Я понимаю ее в том смысле, что человека всегда тянет в те места, где он когда-то побывал, а рыбака туда – где он поймал рыбу. И, хотя, природа там гораздо беднее, чем наша русская, народу кругом тьма, я бы  не отказался еще раз оказаться под плакучей ивой на берегу уютного китайского прудика,  увидеть поклевку белого амура и лица радующихся вместе  со мной старых китайских друзей.

   

0




3 комментария на “На Китайских прудах”

  1. Девочка держит пакет с маленькими крабиками, которых она с родителями собирала среди камней после отлива. Она была очень рада своему «улову», но немного смущалась, когда я ее фотографировал.

    0

Добавить комментарий



Клуб Активной Рыбалки

 ©''КЛУБ АКТИВНОЙ РЫБАЛКИ'' WWW.NALYM.RU     Редактор: В.Баловнев.