Клуб Активной Рыбалки "Налим" » Джиг навсегда: Немда с декабря по июнь

Джиг навсегда: Немда с декабря по июнь

«Раньше я считал, что настоящая рыбалка может быть только в одиночестве. Теперь же мне все больше хочется ловить и путешествовать со своей семьей, друзьями и нашим рыболовным клубом….» Дмитрий Меркулов (для «Спиннинг-Traveller», октябрь 2011)
Традиционное открытие навигации, а вместе с ней и открытие лодочного джигового сезона мы последние несколько лет проводили на Волжском плесе Рыбинского водохранилища. Прекрасные места. Но рыболовный прессинг с каждым годом усиливается. Да и акватория настолько хорошо изучена, что точно знаешь, чего можно ожидать, а хочется новизны. И предложил я своим друзьям съездить с семьями в первой половине июня в Костромскую область на реку Немду. И вот почему…
Начнем с того, что наш рыболовный клуб (www.nalym.ru) искал новые места для совместных выездов на ледовые просторы нашей Родины, дабы расширить рыболовные горизонты и получить свежие впечатления. Критериями были удаленность не более 600 км от Москвы, возможность бюджетного размещения сорока концессионеров и, конечно, богатая хищником акватория.
База «Белый Яр» на берегу Горьковского водохранилища подошла по всем параметрам. И 3 декабря 2010 г. наш автобус подъехал к берегу Немды в 10 км от впадения в Волгу.

Река тут уже довольно широкая, много островов, русло петляет. Течения почти нет, чувствуется подпор Горьковского водохранилища. Левый берег покрыт девственным лесом и совсем необитаем. Все деревни давно заброшены.
Итак, мы вышли на первый лед. Основной трофей тут — окунь. Его заходит в реку достаточно много. Меньше 100 г рыбы практически нет, но и более 600-700 г не ловили. Но стаи плотные и совсем непуганые. Главное — его найти. Как показала практика, пока не сбросили воду на метр, а это происходит в конце января, полосатые выходят жировать на поливы и «пупки» с глубинами 1-2 м.
Эпизод январской рыбалки
На улице 32њ ниже нуля, но как-то совсем не чувствуется холод. Солнышко, тихо, только снегири звенят и перелетают стайками по кустам. Настроение бодрое, шагаем втроем с сыном и Коляном. Коллеги, конечно, раньше убежали на лед. Идти нелегко, особливо по целине, снега местами много. У того берега встречаем местного Володю, с которым я познакомился в прошлую поездку, потом созвонился, и мы так и ловили все время вместе. Окунек 100-300 г нашелся сразу у подошвы метрового бугра. Клевал агрессивно и весело. Ловили на Rapala 5 и Kuusamo такого же размера. Сначала строго у дна, потом стайку удалось поднять вполводы. Я, отведя душу на первых лунках, почти не ловил, помогал Мишке оттачивать технику и общался с друзьями. Мы сделали второй завтрак и продолжили ловить. Окунек чуть притих, но не убег никуда. Половили и пошли поискать счастья на меляки. Ничего не нашли, вернулись и половили еще. Окунь уже клевал под самым льдом, баланс заглатывал почти целиком. Немного отдохнув, пошли к дому, поскольку русская баня уже топилась. Мишка пыхтел как паровозик, тягая по сугробам ящичек со своим уловом. Баня была протоплена, березовые веники источали тонкий аромат, снег после парилки совсем не обжигал тело, а домашний морс хорошо восстанавливал потерю жидкости. Поужинали и пораньше легли спать. День прошел замечательно.

Ночью прошел снежок, солнышко всходило в розовой дымке. Мороз упал. Мы позавтракали в ресторане и пошли на вчерашнее место. Там уже сидела толпа одноклубников. Я сразу дернул пару окуньков, пока без продолжения. Прибежал местный пес Барбос, мы дали ему колбаски с хлебом, он поел и улегся дремать прямо у лунки. Говорю, надо двигать в поиск. Местный рыбак Володя согласен, но говорит, что можем совсем пролететь, тогда как здесь чуть позже точно будет клев. Все же рискуем и идем под острова на меляк. Рыбы нет, иногда только легкие тычки. Сменили несколько мест — никак. Уже думаю повернуть назад, на глубину, но решаем «проверить еще одно место». Это бугор с глубиной 1-1,5 м. Окунь есть! Он стайный, активный, это прям выход! Ловят все. Я больше бурюсь и ловлю покрупнее. Колян оккупировал хорошую лунку и поднял серию из семнадцати хвостов. Мишка тоже не отстает. Поклевки на такой глубине очень сильные. Мы в итоге поймали даже больше, чем вчера. Клев как-то не спеша утих. Мы простились с друзьями и пошли назад.
Весенний судак.
Я понял, чем мне нравятся поездки на Немду. Конечно, чудесная природа этого края, комфортабельные дома, вкусная еда, русская баня, добрые и отзывчивые люди, все это хорошо, но это не все. Самое главное — это неожиданность. У меня там такое чувство, которое испытывал многие годы назад, когда начал ездить на Рыбинку. Там они несколько притупились, а тут, наоборот, проснулись опять.
И, конечно, самое интригующее — это зимнее блеснение судака. Мы впервые его зацепили в конце января при проходе косы в поисках окуня. Товарищ вынул пару и, как назло, надо было уезжать. В середине марта в яркий солнечный день окунь исчез совсем, и мы пошли командой в поиск. Идем выше довольно далеко, где ловили по первому льду. Останавливаемся, три минуты отдыха над дыркой и вперед. И кто меня дернул надеть комбез, идти тяжело, снял весь флис. Наконец дошли до наших. Они поймали окуня на полкило и такого же судачка. Ну, будем тут искать. Пообедали слегка и в бой. Я делаю сразу серии из трех дырок и двигаю вдоль крутой бровки. Пара местных уходит домой, но «еще не вечер». Удар сильный и неожиданный, Это судак. И хороший. Слава тоже вытащил клыкастого. Дальше, дальше — есть! Еще один, а это уже система.

Мой бур «рапала-100» не для таких зубастых парней, и приходится повозиться. Одного тащили из трех лунок, перегородки рубил ножом, держа судака на багре. Зато по метровому льду бур сыграл отлично, без него я бы, наверное, не нашел стаю. Народ еще подлетел и все ловят, никто друг другу не мешает. Это была нереальная рыбалка!

Судак толстый и красивый, желтый, черный. Ломаю на подсечке удильник и беру другой, баланс оставляю тверской, понравился он мне. Солнышко садится, надо идти в баню. Клев резко перестал, но больше и не надо. Кажется, прошла вечность, а на самом деле полтора часа.
Судак там при спаде воды весной есть постоянно, это показал уже опыт. Но найти его, и чтоб еще он был активный — удача. Хорошая и сплоченная команда делает поиск интересным занятием с реальной перспективой.
После такой поездки всю неделю, как только закроешь глаза, видишь белый снег, а рука чувствует резкий удар судака.
На закрытии сезона в начале апреля, когда мы также неплохо прошлись по клыкастому, я пообещал себе, что вернусь сюда летом и обязательно с семьей, чтобы всем показать эту красоту.

Открытие летнего сезона.
И вот в начале июня мы с друзьями четырьмя экипажами поехали в Лубяны. Взяли с собой детей и катер на трейлере. Всего получилось 16 человек! Но рыбаков три экипажа. На месте нас ждали две «казанки» с моторами 2,5-3 «лошадки». Очень удобно для данной акватории, далеко ходить на надо, скорость около 10 км/ч. Получается вдумчивая и основательная ловля.

Мы с сыном поставили эхолот, взяли снасти и вышли на воду. Про эхолот надо сказать отдельно. Для этого места он очень важен, поскольку рельеф разнообразный и по верху не читается совсем. А рыба может стоять, и стоит, как правило, не на самом рельефе, а немного в стороне, и ее еще надо найти. Я несколько лет использую двухлучевой Humminbird 343c. Долго выбирал, пробовал много, пока не понял, что мне удобно. Очень информативный цветной дисплей, с черно-белым не сравнить. Все понятно: какое дно, твердость, термоклин. Изображение рыбы можно настроить так, чтобы хищник был виден на фоне «бели». А более тяжелые трехлучевые часто забивают картинку ненужной информацией.

Еще одна важная вещь, которую стоит взять с собой,- это якорь, и к нему надежный двадцатиметровый фал. Ведь без надежной постановки катера на точке ловить на джиг — просто мучение. У меня очень удобный якорь с подвижной серьгой, сваренный на Рыбинке. Подвижная серьга позволяет снять его с коряги, подав катер мотором в противоположную от ветра сторону. В наших «казанках» были этакие игрушечные якоря, с тонкой веревкой длиной 5 м. На мой вопрос, что это такое, мне пожали плечами, мол, а зачем больше, всем хватает. Обещали проработать вопрос.
Было ясно, что основная цель — судак. Сейчас самый его сезон, на Рыбинке в это время всегда клыкастый после нереста очень активный. Я имел в навигаторе зимние точки, где был судак зимой, но не очень на них полагался, поскольку опыт подсказывал, что он будет ниже и в более глубоких местах. Зимой мы его ловили с 7-8 метров и, забегая вперед, скажу, что так и вышло.
Когда вы попадаете на новую акваторию, а это почти так и было, поскольку по снегу много не находишь, надо сначала внимательно оглядеться, чтоб понять текущую обстановку. На акватории лодок было немного, но они группировались в районе ниже базы километров на 5.

Надо сразу сказать — мне было проще, я видел судака в эхолот и практически не останавливался на бровках, если рыбы не было. В условиях ограниченного времени — это лучший способ поиска. Итак, мы плюхались в пяти-семи метрах от подошвы и начинали ловить. Тут основное русло петляет и образует с прирусловыми буграми бровки с 11 на 6-7 м.
Я давно и всецело ловлю с лодки джигом только мультовой снастью. Это позволяет получить высочайшую чувствительность и ни с чем не сравнимое тактильное ощущение от проводки и поклевки, держа шнур на паузе между пальцами. К удилищу основное требование — жесткость при подсечке и вязкость при вываживании, поскольку при проводке оно ставится в одну линию со шнуром. У меня с собой был бескомпромиссный Lamiglas Titanium 86.
Сын ловил бассовым трехчастником Rainshadow, собранным с разнесенной ручкой — так ему удобнее. Мишка еще не освоил мульт, поэтому для него сенсорика спиннинга очень важна. Это удивительный спиннинг, все, кто пробовал им ловить джигом, просто в восторге. Но надо сказать, что при сравнимом в общем-то количестве поклевок по взятым хвостам мульт превзошел мясорубку в разы. Скорость и амплитуда подсечки у кастинговой снасти реально выше, а судак клевал осторожно, не заглатывая приманку с самозасечкой, как на течении. Подсечка играла роль!
Мы ловили, в основном, на поролон 8 см с прижатым, но не загнутым внутрь двойником. Резина на двойнике тоже работала отлично, но быстро обрывалась. Зная по зиме об обилии коряг, я специально приготовил для этой рыбалки этакий джиговый вариант техасской оснастки. На струну ставится скользящая по ней пуля 15-22 г, а на конце офсетный крючек Gamakatsu 4\0. Используется с любой резиной 3-4-5 дюймов. Работало хорошо, ни одного обрыва, но если на поролон у меня реализация поклевок была 7-8 из десяти, то тут вполовину ниже. Но снасть очень рабочая в ломовом коряжнике, где даже чебурашку с офсетом не проведешь.

Еще было хорошее место – это старое русло с корягами и твердым дном. Этакий полив большого размера, на котором стоял судак. Можно было по нему слегка перемещаться и облавливать, при этом рельефа почти не было. Судак выходил волнами, если клев стихал, то надо было просто ждать, на что у нас не всегда хватало терпения. Средний вес 700- кило. Самого большого поймали Коля с сыном- 3200. А у нас с Мишкой произошел вот какой случай.
Эпизод июньской рыбалки
Мы вышли не совсем рано и не спеша отправились на старое русло, где Коля уже ловил поутру и клевало хорошо. Утренний ветерок освежал, а «ямаха»-трешечка бодренько вела «казань» почти 12 км/ч, даже подобие «петуха» за транцем возникало. На ходу мы разобрали спины, поставили приборы и пошли, неспешно попивая утренний чаек. Стали на точку, тут уже был с десяток лодок, но это место порядка 700 м длиной, глубокий полив с выходом прямо в берег.

Со второго заброса на первой ступеньке у меня ударчик слабый, секу до прогиба в спине – есть. Быстро беру первый десяток метров и понимаю, что рыбка явно зачетная. Начинает давить так, что «ламик» от титанового комля уже колесом и ощущение, что висит мешок с картошкой. Тут я понимаю, что подсак не разложен, и прошу Мишку его достать. А он сам никогда его не раскладывал, а механизм советского оборонного производства совсем не простой. Начались давки вниз, плавные такие, и я думаю, что это «крок» на десяточку где-то. Говорю об этом Коле, который стоит в тридцати метрах. Рыба уже под лодкой, я поднимаю ее тихонько, фрикцион на «зиллионе» зажат в ноль, привычка плохая. И тут я вижу, что это не крок, а СУДАК! Морда размером с ведро, желтый такой. Я был не готов, рыба делает рывок, заходит за якорный фал, который под острым углом, потому что ветер. Я перевожу палку, еще рывок и обрыв шнура. Обрыв Ripcord 10 lb, проверенного огнем, водой и какими-то трубами, которым поднимал бревнышки по 3 м. Я знал, что рыба не моя была, без подсака не взять скорее всего. Но больше никогда не поставлю «десятку» на палку с тестом от «пятнашки», там все продумано серьезно, а фрикцион на мультах — отдельная тема. Я сидел на корме минут десять, и у меня била сильная трясучка. Это был точно мой рекорд, но пусть живет, я видел поролон из пасти, а поводка не было, судак от приманки легко избавится. Очнулся, когда Мишка резко сказал: «Папа, подсак!» — и мы подсакнули красавца берша чуть меньше кило.
Надо сказать, что в эту поездку берш был очень приятным сюрпризом. Злые поклевки с ударом, вес очень зачетный, берет почти всегда, даже когда судак откатывает. Его ничуть не смущает поролон-«десятка». Много поклевок с догоном, что всегда красиво.
Я совсем не раскрыл тему щуки, но точно знаю, что она очень актуальна там. Много фактов поимки щук по 5-6 кг, значит, есть и «кроки».
Один раз мы стали на мелководной косе, клевал окунь, было неинтересно. Коля поставил «шейкера» большого и с первого заброса взял красавицу щуку за 4 кило. Продолжения в этом месте не было, предпочли искать судака, так что эту главу я оставляю на будущие выезды, которые, надеюсь, состоятся.
По вечерам мы готовили в большой компании ужин на гриле. Серега, знатный ботбилдер, построивший вместе с Костиком свой первый катер более пяти лет назад, преподал нам еще и уроки чудодействия с казаном. Блюда по простым кипрским рецептам оказались до безумия вкусными и поглощались мгновенно. Не могу не сказать пару слов об обязательной каждодневной русской бане. Их на базе несколько, хороши по-настоящему. С березовыми веничками и бальзамом на каменку.
Мы обязательно сюда вернемся!

Врезы
1.    Рыболовный ящик
Зимой снасть простая, но отработанная годами. Легкие финские удильники с катушками Delfin и Tika с американским флюокарбоном Cajun Line 0.201 и 0.215.
Балансиры 4-7 см и блесны типа «рыбинская лыжа». Багорик не забывать.
Летом у сына «мясорубочный» бассовый трехчастник Rainshadow 703 заказной сборки, тестом до 24 г, с катушкой Daiwa SOL 3000.
У меня мультовые Lamiglas Titanium TBC до 42 г и Rainshadow  86 с таким же тестом. Мультипликаторы — бочонок Daiwa Millonaire CV-Z 253L и мыльница Daiwa Zillion 201 SH. Шнуры Ripcord 10 и 15 lb.
Использовали «чебурахи» весом 15-22 г с поролоном или с «резиной» на двойниках 1/0 и 2/0.
Подсак обязателен, поскольку возможен трофей.
2.    5 лучших приманок
По зиме приманки на окуня и судака не сильно отличаются, поскольку глубины небольшие, а течения почти нет. Я ловил в основном на балансиры.
- Rapala Jigging Rap 5 и 7 см
- Kuusamo Tasapaino 6 см
Летом мы отдавали предпочтение поролону, но и на «резину» неплохо ловилось:
-Контакт 8 и 10 см
-Relax Kopyto 7 см
- Gary Yamamoto 10 см Hula Crab
- Bass Assasin 10 см Sea Shad
3.    «Белый яр»
База находится в Кадыйском районе Костромской области в деревне Лубяны на самом берегу Немды.
Выше и ниже по течению есть самые различные участки реки. Основное и старое русло Немды, затопленные косы, закоряженные поливы. В часовой доступности на моторе есть еще более разнообразные места с протоками, затонами и выходом в Волгу. Можно найти практически любой рельеф.
База представляет собой группу современных рубленых коттеджей различной площади с центральным отоплением. Внутри есть миникухни, современные ванные комнаты и санузлы. Очень уютно. Есть ресторан и несколько превосходных бань, которые я оценил очень высоко. Комплекс расположен на правом берегу реки в ста метрах от воды, что очень удобно.
Дорога на машине от Москвы очень хорошая, за исключением последних 20 км, но и они проходятся на любом автомобиле. В зависимости от трафика и стиля вождения занимает от шести до восьми часов. Так что выехав ранним утром, можно половить уже в этот день.
4.        Джиг круглый год
Вы спросите, какое отношение зимняя рыбалка имеет к спинниговому в общем-то журналу? По моему мнению — очень органичное. Не один десяток лет занимаясь зимней блесной, а летом всецело отдаваясь спиннингу, уверен, что два этих искусства имеют много общего и позволяют лучше понять особенности поведения хищника круглый год. Я уже давно завязал с зимним спиннингом в пользу подледного блеснения. В средней полосе России открытой и чистой воды практически нет. Рыбу забирать и есть нельзя, а принцип « поймал – отпусти» я разделяю не до конца и не всегда. И самое главное: по остроте ощущений зимняя блесна для меня никак не ниже спиннинга. Недаром этот вид ловли за океаном называют Vertical Jigging, а джиг — мой доминирующий и однозначно любимый вид спиннинговой рыбалки.
Ну и что получаем
1. Поиск хищника играет решающую роль. Рыба стоит очень локально. Важно не зацикливаться на мелочи, и тогда возможен трофей.
2. Со слов местных жителей, в разгар лета на первое место выходит ловля щуки. Очень интересные места для джеркинга.
3. Рыбалка, как мы поняли, возможна круглый год, за исключением нерестового периода. Открытие сезона — это всегда лучшее время, пока косяки плотные и голодные.
4. Вроде когда ходишь и ищешь — никого нет. Но как только местные засекают точку, жестко прессингуют и зимой, и летом. Самостоятельно искать там не очень любят.
5. Погода вблизи большой водной акватории сильно переменчива. Но как показывает практика, на сломе всегда лучший клев.
6. Природа удивительно красива круглый год. Острова, протоки, большие плесы создают неповторимый колорит. На левом берегу действительно нетронутые девственные леса.
7. Стоимость проживания и услуг на базе адекватная. Это не самый дешевый вариант, но зато комфортные условия.

5 комментария на “Джиг навсегда: Немда с декабря по июнь”