Клуб Активной Рыбалки "Налим" » Весенняя рыбалка в заполярье.

Весенняя рыбалка в заполярье.

Учитывая большой интерес одноклубников к зимней рыбалке я решился написать еще один отчет о рыбалке в заполярье со льда. Описанные события происходили в 2009 году , но я точно могу сказать , что за это время там ничего не изменилось . Достаточно успешные летние поездки на Ефимозеро спровацировали нас на рыбалку со льда. К этому моменту у меня уже была информация об особенностях зимней рыбалки в заполярье и я знал , что самое лучшее время это весна . И вот в самом конце апреля мы с Русланом и собакой стартовали. Витя встретил нас в Оленегорске и через два часа мы уже ехали в санях по просторам тундры.

Был теплый день (+12) , снег интенсивно таял , мы ехали и думали , не поздновато-ли мы приехали.Примерно за два часа доехали до избы на Ефимозере (Витя один долетает за 30мин) , разгрузились и на рыбалку . Основная группа рыбаков приехала на два дня раньше нас и всего нас было 9 чел.

К этому моменту я знал Виктора уже два года и лишний раз убедился в его организованности и профессионализме . Подъем у нас был в 5.00 , легкий завтрак , на сани и вперед . Всех интересовал в первую очередь сиг , а он ловился исключительно в устьях впадающих ручьев. По приезду Витя мотобуром делал пару десятков лунок и отваливал на берег готовить нам завтрак , а мы ловим рыбу . Через два часа Витя приезжает с горячим завтраком . После завтрака ему говорят , что рыба ловится не очень, снова в санки и едем на другой ручей , опять два десятка лунок , а через несколько часов горячий обед . К вечеру приезжаем в избу , а там Серега приготовил нам основной обед и так каждый день . За неделю никто из нас не прикоснулся к хозяйственным работам  , а утром к нашему подъему в умывальнике всегда была горячая вода , мелочь но приятно. Основной состав группы ездят к нему на весеннюю рыбалку уже много  лет и больше всего их интересует ловля сига на мормышку , нам естесственно тоже пришлось ездить с ними . Необходимо отметить , что погода на следующий день повернула на зиму и сиг стал ловиться хуже . Когда в конце подводили итоги , то выяснилось , что за первые два дня (когда нас еще не было) поймали столько-же сколько за шесть оставшихся , но рыба ловилась каждый день.

Вот он сижок Ефимозера.

Грузимся и переезжаем на новое место.

Иногда влетал и хариус.

Максимальный хариус потянул на 1300 , но вообще ловился еденичными экземплярами , поклевка рывком , но в отличии от лета , довольно быстро сдается . Попадался на мормышку и на блесну. У сига поклевка похожа на плотвиную , ловился на мормышку . Кстати никому не удалось довезти живого мотыля и поэтому ловили на бутерброд , опарыш с беркливским искуственным мотылем , рабатает нормально. Один наш товарищ ловил на легкую планирующую крупную мормышку (мурманская работа) в форме сердечка из меди с подсадкой червя и именно у него было больше крупных экземпляров хариуса и сига. Очевидно крупная мормышка более заметна , а дальше работает правило » Большому куску рот рад «, но приемущественно ловился сижок порядка 200гр , максимальный в р-не кила.

Как я уже говорил хариус и сиг ловился исключительно по притокам.

Ловля похожа на нашу весеннюю , сижок придерживается границы мутной воды и лучше ловится , когда разогреет и течение усиливается. Хариус стоит единично и больше одного с лунки поймать сложно.

Бедной моей собаке пришлось доблестно переносить все трудности , так и жила в санках.

Одним словом рыбалка была трудовой и не очень обильной и мы попросили Виктора съездить куда-нибудь еще и он предложил оз.Островное и мы поехали.

Когда приехали , то обнаружили , что там кто-то уже был ( несколько старых размытых лунок и глухариные перья) , но раз приехали надо ловить. Вообще надо заметить , что зимой на снегоходе тундра становится доступной на многие десятки км. На этом озере произошло три интересных случая. Как приехали , рассредоточились и начали ловить . Прошло не более получаса , как сосед закричал: «Багор!» . Я хватаю багор , подлетаю к нему и вижу , что он заводит в размытую старую лунку щуку кила на полтора , которую я быстро цепанул багром . Самое интересное оказалось , что на самом деле ему попался небольшой сижок , а уже его схватила щука и от жадности не разжимала пасть и вошла в промытую лунку. Таких случаев зимой я пока не видел . Чуть позже у меня невнятная поклевка на мормышку , подсекаю и чувствую , что повесили кирпич , но я успеваю отключить тормоз и дать леску , а дальше началось перетягивание каната , минут 5 точно . Все-же каким-то чудом я его вытащил (леска 0.12)

Пока это мой рекорд по окуню.

Затем на балансир попалась еще пара.

Озеро мелкое с чистой водой и некоторые ловили вприглядку.

Лед в заполярье обычно бывает немного толще , чем у нас , но сверлить можно , кстати мы заметили , что рыба боится мотобура и из пробуреных им лунок некоторое время не ловится.

Кроме меня некоторые тоже поймали крупных окуней . На ночь оставили жерлицы , Витя поставил несколько капканов на щуку и поехали домой . На следующий день с жерлиц сняли несколько щук , а у Вити  три капкана вообще оторвало  (капроновый шнурок) , а с одного он снял щуку за треху. Что там водятся за монстры осталось загадкой , так как большинство заявило , что щука и окунь это вообще не рыба , им сига подавай и больше мы туда не ездили , а жалко. Лично я считаю , что ловить полуторакилограмовых окуней не мение интересно , хотя сиг конечно вкуснее. Очевидно они так решили под влиянием прошлогодних воспоминаний , когда сначала рыба тоже ловилась не очень , а в последний день так поперло , что еле рыбу увезли. В этом году чуда не случилось и ловилось средненько . Вообще конечно озера интересные . В Островном ловится и щука и окунь , а в Ефимозере нет . За 8 дней на жерлицы попалась одна щука , окунь не попадался вообще , правда полно налима и если опустить живца на дно , то попадается почти на все жерлицы , правда не крупный до кила. Я пытался поймать кумжу , поэтому ставил выше , ни одной поклевки , на блесну тоже . Правда со слов Вити поймать ее на блесну зимой очень не просто и нулевой вариант обычное явление. Наши коллеги рассказывали , что несколько лет назад они ездили с Витей за кумжой на тундровые озера за сто км , ни одной поклевки  , хотя впечатлений от поездки море. Еще меня удивляет , что за шесть лет я не видел на Ефимозере окуня меньше 200гр , и это при том , что большую часть времени я ловлю лайтовым спинингом на мелкие блесны . Время нашей рыбалки заканчивалось и мы поехали на Витину базу на Ловозере «Медвежий угол».

Весна уже полностью вступила в свои права и разлившиеся ручьи приходилось форсировать.

Местами снег растаял полностью и приходилось ехать прямо по земле , в итоге у одного из снегоходов (было два) запороли один цилиндр , но доехали нормально и вот она база.

База произвела на нас очень сильное впечатление . Я на территории ни одного бычка не увидел , везде очень чисто , порядок , все очень продумано. На базе два гостевых дома , большая баня и домик для обслуги , а так-же банкетный зал — столовая , стилизованная под чум.

Внутри стены обтянуты шкурами , висят рога , посередине очаг , а на стене плазменный телевизор.

База популярна в зимний период . У Виктора сейчас уже больше десятка снегоходов и он устраивает сафари по тундре , это его конек . Приезжают фины , шведы с норвегами и конечно наши.

Вид с базы на Ловозеро.

Основная наша группа после бани уехала в Москву , а у нас с Русланом оставалось еще два дня , которые мы отрабачили на Ловозере . Рыбалка там конечно хуже , чем на Ефимозере  , нашей добычей стали некрупные окуньки , сижки , четыре налимчика и море ерша , которого в Ефимозере я ни разу не видел.

Просторы Ловозера.

Весной народ ездит на рыбалку на велосипедах.

База несомненно представляет интерес для любителей объеденить комфорт с рыбалкой . Пожалуй самая интересная рыбалка там это ловля налима , которого немеряно ( Витя рассказывал , что раньше налима вообще не брали и выбрасывали на лед , сейчас конечно берут) . Интересно , что весной налим клюет круглосуточно , а сезон ловли со льда на озерах длится до конца мая , что наверняка заинтересует заядлых зимников.

Через день приехал Виктор , отвез нас на вокзал и посадил в поезд . Бедной собаке пришлось не сладко в этом путешествии , но выдержала стойко.

Домой с чистой совестью.

P.S

Может возникнуть вопрос , почему я больше весной туда не езжу?

Исключительно из-за того , что очень люблю весеннюю охоту на глухариных токах , которой там нет . Поэтому я каждую весну езжу в Карелию , где есть и то и другое. Одним словом для чистых рыбаков рекомендую.

С уважением Владимир.

12 комментария на “Весенняя рыбалка в заполярье.”

1. Владимир, спасибо!!
    Вы бы вошли в режим редактирования статьи и добавили те фотографии, которые не вставились с первого раза! О их наличии говорят пустые иконки под фотки.
    Окуни просто огромные!
    Вы там как в пансионате жили! :)
    Собачку жалко… Такая измученная на последней фотке…)
    Если бы она умела говорить, то наверное сказала бы: «твою мать, хозяин, какого чёрта я за тобой увязалась (ну или ты меня с собой взял)?» :)

2. Привет Matroskin и Юказ !
    Спасибо за отзывы . Фотографии вставились с первого раза , но почему — то через несколько часов часть пропала , пришлось переставлять . Собаку в подобные поездки я обычно не беру , в тот раз оставить не с кем было , но она справилась.

3. Привет Андрей!
    Местные ловят кумжу на поставухи , как выглядит снасть не видел , наверное типа наших подледных жерлиц , но точно знаю, что насаживают мертвых мелких сижков или ряпушку , когда ехали с Витей по Ловозеру у встречных местных я сам видел у них полные банки этой мелочи. Как они ее добывают не знаю. Зимнее блеснение кумжи по продуктивности выглядит примерно так-же , как ловля судака в ближнем подмосковье. Я уже начал готовиться к весенней поездке в Карелию , ориентировочно с 12 апреля на две недели , если хочешь , присоединяйся.

4. Владимир, большое спасибо! Очень познавательно! Обычно рекомендуют ловить рыбу в устьях ручьев, но на фото видно , что течение в них очень сильное, значит лед на озере здорово подмыт, как решали эту проблему? Или там не очень глубоко? )))

5. Весенняя рыбалка всегда сопряжена с риском , один из наших купнулся , но там действительно не очень глубоко( он провалился по грудь) , ветераны весенней рыбалки в заполярье сетовали , что мы рано приехали , по их воспоминаниям хорошо ловили , когда снег уже почти везде сошел , но чем позже , тем сложнее выбираться ( снегоходы жалко , езда на грани) и последние года Виктор стал практиковать более ранние поездки в ущерб качеству рыбалки . Суммируя все плюсы и минусы я остановился на весенней рыбалке в северной Карелии . Хариуса там нет , но он и на Кольском не часто попадается , сига поменьше а по остальной рыбе примерно рыбалка такая-же , а по дикости и отдаленности от цивилизации отрыв полный на 100%.

6. Владимир, очень интересно узнать о северной рыбалке! Жаль, что не удалось «разработать» как следует озеро Островное (где были пойманы рекордные окуни). Возможно, рыбапка там интереснее, чем по сижку на первом озере.
    На фото с пристрастием разглядывал берега. Что на них растет, и вообще. Своеобразная природа. Спасибо.