Рыбалка на каяках по-русски.
Середина зимы — самое лучшее время для подготовки летней рыбалки. Как говорит народная пословица , готовь сани летом , а телегу — зимой. За последние годы за границей сильно возросла популярность рыбалки на каяках . С них ловят в маленьких реках , озерах , морях и даже океанах. Главной причиной этого явления я вижу в стремлении людей быть ближе к природе . Люди устают от окружающих их грохочущих машин и различных механизмов. Именно поэтому многие пересаживаются на велосипеды , бегают трусцой и занимаются спортом. Кроме этого рыбалка с каяка имеет много преимуществ перед рыбалкой с лодки. Современный каяк для рыбалки имеет жесткий, обычно полиэтиленовый корпус, гермоотсеки для снаряжения, формованные в корпусе стаканы для удилищ, подсачека, форнитуру для крепления эхолота , блок для якоря , а некоторые модели оснащаются педальным приводом , благодаря чему освобождаются руки для непосредственно рыбалки. Одноместные модели обычно имеют длину порядка 3.5 м и весят 25-30 кг. Каяк едет до водоема на крыше автомобиля , причем благодаря обтекаемой форме можно ехать с приличной скоростью . По прибытии его просто ставят на воду , берут сумку со снастями , чехол с удочками, весло, и вперед. Рыболов освобождается от необходимости собирать и накачивать лодку , возиться с мотором и проделывать все это по завершению ловли. Каяк обладает неплохой скоростью , а сам процесс гребли даже доставляет удовольствие . Поскольку для удержания на месте достаточно небольшого якоря значительно упрощается процесс якорения . В итоге рыболов получает возможность обловить большую акваторию и не так сильно устает. К тому же сделать это почти бесшумно , что при небольшой глубине имеет решающее значение. Мели , камни , заросшие травой участки не являются для него преградой. И наконец вываживание добычи доставляет большое удовольствие , щука от 4 кг уже в состоянии буксировать каяк. Все вышеперечисленное относится конечно к спиннинговой рыбалке и ловить с каяка на бортовые удочки , вряд ли уместно , хотя, конечно, можно. При всех этих несомненных плюсах следует сказать и о минусах: необходимо иметь автомобиль , гараж и сам каяк , который стоит не совсем дешево. Но Россия везде шла своим путем, и все эти сложности преодолимы.
Подавляющему большинству наших соотечественников больше подойдет надувной каяк , который более демократичен к условиям доставки , хранения , да и просто дешевле. Шесть лет назад я приобрел надувное каноэ «Налим 225″, и за это время накопилась информация , которая, я надеюсь, будет интересна. Во первых, когда я его покупал , я и не думал , что он станет моим основным плавсредством, и он приобретался как вспомогательная лодочка к надувному катамарану для походов по нашему северу. Первый опыт был не очень удачный — в первый же поход дно лодки сильно пострадало от камней , что, впрочем, является результатом неправильного использования.
В лодке нет надувного дна, и поэтому, если вещи просто покидать в каноэ и протаскивать ее по камням, получается , что дно окажется между молотом и наковальней , результат, как видно, весьма плачевный. Лечится очень просто: вещи укладываются в большую герму , которая подвешивается на стропах между бортами и не касается дна . На дно расстилается стандартный туристский коврик из пенки , которая тоже защищает дно от повреждения. Благодаря применению этих двух приемов, мне удалось в дальнейшем почти полностью избежать повреждения дна , а с баллонами проблем не было ни разу, и это в условиях многокилометровых протаскивания лодки по шкуродерам , да и просто по мху.
Вышесказанное относится, конечно, к походным условиям , в однодневках по Подмосковью я этого не делаю, и кстати вполне можно сплавляться вдвоем.
Такая гребенка для лодки не препятствие.
А обнос не является проблемой, поскольку весит лодка 8.5 кг. Следует заметить , что у меня в пользовании есть несколько различных лодок: ПВХ Могелан 350 с мотором 5л.с. , стеклопластиковая «Дельта » , самоделка из фанеры и «Тузик 1 » . Из этого парка последние 2 года использую только «Налим » и иногда «Тузик «. Дело в том , что большую часть времени я сейчас живу на даче , до Можайского вдхр. 3км., но за последние несколько лет нехорошие люди продали под дачи почти все побережье, и буквально по пальцам можно пересчитать места, куда можно подъехать на машине к берегу. Остается только база . И вот представьте себе: хорошая погода , есть желание съездить на вечернюю зорьку, но для этого необходимо погрузить лодку( уже собрана ) , уложить в машину мотор и все причиндалы, ехать, конечно, недолго, но там надо оплатить парковку, оплатить право спуска лодки, повесить мотор и т.д. На все это тратится туда и обратно 2 часа — засекал много раз. Мне такой расклад не нравился совсем, и я начал ездить на велосипеде с «Тузиком » в рюкзаке . От базы я избавился, но по времени получалось почти столько же. И тут мне пришла в голову идея попробовать буксировать надутый»Налим » велосипедом на тележке.
Результат превзошел все ожидания. По асфальту прицепа почти не чувствуется, по крайней мере, гораздо легче , чем с рюкзаком за плечами . На водоеме тележка кладется на нос, колесами вперед, а велосипед сверху поперек, и все. Я даже пробовал с мотором ездить с ночевкой . Крутить педали, конечно, тяжелее , так как это еще как минимум 25 кг, но в принципе можно.
«Налим » в моторном варианте.
В этом случае необходима защита на винт.
Но в целом рыбалка без мотора мне нравится больше. Необходимо отметить, что рыбалка с каяка имеет несколько особенностей. Не забывайте, что баллоны лодки легко уязвимы от острых предметов, и просто втаскивать в подсачеке добычу с торчащими из пасти крючками не совсем безопасно — лучше брать липгрипом, особенно, если в ней несколько кг.
Стандартный подсачек в лодке слишком громоздок, и лучше самодельный из металлопластиковой трубки.
Так же на рыбалку нужно правильно одеться. Дело в том, что при гребле байдарочными веслами почти невозможно избежать натекания воды в лодку, да и брызги попадают на одежду. Поэтому в жару я предпочитаю сидеть в плавках и совмещаю рыбалку с купанием , а в холод лучше вейдерсы со спасжилетом или костюм из мембраны с короткими сапогами. Каяк неплохо показал себя в рыбалке по схеме вечер-утро: при ночевке борта слегка приспускаются, и на пенке уложенной во внутрь достаточно удобно спать, накрывшись тентом. Во время моих путешествий по Кольскому у нас были разные лодки, их можно было сравнить и сделать определенные выводы. Условно их можно разделить на каяки с надувным дном и без. Я пришел к однозначному выводу, что в условиях относительно простого похода, когда нет сложных порогов, надувное дно в лодке — это лишнее, а для рыбалки — это точно. Лодка с надувным дном почти всегда тяжелее, высота дна обычно 10-12см, и этот полезный объем вы теряете: выше парусность, и, естественно, лодка становится менее устойчивой( центр тяжести выше). Я лично дважды видел, как такие лодки переворачиваются на волне, и, наконец, в ней не так удобно сидеть.
«Каньон «, конечно, надежная лодка, но в такой позе долго сидеть не очень приятно.
А вот в «Налиме «, хорошо видно, ноги есть куда девать.
Обвязка «Налима » стропой по всему периметру дает много возможностей для творчества: есть к чему крепить эхолот , кукан с рыбой , держатели спинов , есть за что надежно ухватиться рукой, что в экстренной ситуации может жизнь спасти. Я не совсем понимаю производителей , которые выпускают голые лодки. Справедливости ради, следует сказать , что у лодки есть один недостаток . Ткань ПВХ закрывает борта чуть выше ватерлинии , а выше и внутри — обычная рюкзачная ткань. Она достаточно прочная, но промокает, и это приносит некоторое неудобство при однодневных рыбалках: лодку необходимо сушить, хотя, если не сушить, то, в принципе, гнить там нечему, но провонять может . Но это расплата за легкость лодки и ее дешевизну . На самом деле, сейчас появилось много новых моделей и есть из чего выбрать — появляются новые материалы , жизнь не стоит на месте .
Рыбалка с каяка была успешной.
Одним словом, если кто не пробовал , то очень рекомендую. С уважением , Владимир.
Володя!
Спасибо за интересный обзор.
А телега к велику та же, что таскали на Кольский?
Привет Андрей!
Да конечно , тогда мы ее здорово перегрузили и были проблемы , а по хорошей дороге отлично идет.
Телегу ваще надо выкинуть в помойку )))
Толян! Ты не прав!
Ей уже место забронировано во Всемирном музее туристического снаряжения.
Тебя, наверное, Володя еще не катал на своей мотособаке.
Толян так сказал , потому что в последнем походе у нас был волок прямо через гору и там она себя конечно показала не очень . А по ровному выигрыш точно есть , плюс походный стол.
Да! Для волоков она не очень. Это стало ясно еще в 2013-ом. А по асфальту — зашибись!
Как прицеп к велику работает великолепно.
Тебе для большего колорита надо при буксировке еще надевать вьетнамскую соломенную шляпу.
Езжу в Советской военной для юга , тоже хорошо.
Вот раньше Советское государство для армии какие качественные вещи делало. Четверть века прошло как государство развалили, а шляпа и по сей день служит своему хозяину.
И, надеюсь, еще долго он её проносит.
Интересно было почитать, Спасибо.
Мое мнение — ловить с байдарки только как альтернатива гребной надувнушке типа нырка, и в походе когда ничего другого нет ( в ваших Кольских походах на большом озере, судя по отчетам ловили только с катамарана?). Каяк 25 — 30 кг спустить с багажника машины в одиночку — неудобно как минимум. Ловля с каяка на крупных водоемах — пока нет ветра даже 3м/с встречный уже напряг, а если сильнее и до лагеря несколько километров???, Напрашивается сравнение — есть любители кататься по МКАДу на мотоциклах — если нравиться — нет вопросов полная аналогия. Мог бы поддержать по малым рекам, но они под Москвой убиты электриками и сетями ( хорошо знаю Лопасню и Нару ). Призыв заниматься греблей поддерживаю прекрасный фитнес, по мне лучше бега и плавания .
Каяк не весит столько.
Помимо ловли есть еще и сам поход. Надувнушка на перекатах и порогах — «смерть» владельцу. Что вниз по течению, что вверх.
А кат остается в базовом лагере. И используется уже для возвращения к дому, зачастую буксируя каяки с вещами за собой.
Вес каяка взят из статьи Владимира. Речь шла о рыбалке на каяках. В походе приходится ловить с того, что есть (сам ловил на сборах в Лосево со слаломного каяка — мрак). А надувнушка на порогах — ты же должен помнить: до появления РАФТов и даже до широкого распространения катамаранов был широко распространен сплав по категорийнам рекам на ЛАСах, а это в чистом виде надувнушка.
Что вспоминать старые времена!
Тогда добыть ЛАС было за счастье. Я сам лет несколько назад на даче выбросил ЛАС-1.
Моё мнение — байда с надувным дном для таких походов гораздо лучше.
Вес 25-30 кг взят из характеристик полиэтиленовых каяков. Надувные конечно легче, обычно от 7 до 15 кг . В слаломском каяке ни разу не сидел , наверное ловить с него и вправду тяжело. Речь шла не о спортивных а о туристских каяках , которые более устоичивые . Ветер конечно мешает , как при ловле с любой лодки . Сравнение с ЛАСОМ некорректно это совершенно разные лодки. В последнем походе Саша шел на драккаравской «Амнунде » — почти точный аналог ЛАСА , так все проклял , мы его постоянно ждали. Ширина каяка должна быть 90-95см , при длине 3.4-3,7м . Если лодочка поуже — это ближе к спортивному варианту , а если больше метра , то конечно , против и слабого ветра тяжело грести.
Андрей , а Николай другого мнения и приобрел себе Тайгу 340 , точную копию твоей Т34 , только без надувного дна . Прошел маршрут без пробоин , просто нужно правильно укладывать вещи . Кстати лодочка на 2кг легче твоей.
2 кг на воде не ощущаются.
Не пойму в чем неудобство надувного дна) и как в каяке с надувным дном можно испытывать неудобство. Сидишь на ровном дне и не скатываешься в одну точку как без онного. Если смотреть что каждый кулик хвалит свое болото то я понимаю, но вот по комфорту и безопасности без надувного дна в разы проигрывает каяку с надувным дном. Был случай когда у чуваки в Тайге 500 с чем то порвался борт и им пришлось выпрыгивать и держать лодку со стороны лопнувшего борта стоя в воде по грудь. С надувным дном такого не случилось бы! Опять же ходкость лодки с надувным дном гораздо лучше потому как есть хоть какое то подобие каркаса. Самоотлив тоже не мало значит, чего нет у лодок с глухим дном. Ну а 2кг на которые Тайга легче Т-34 можно с лихвой сэкономить на экипировке. Единственный довод в пользу Тайги это цена, от этого и надо отталкиваться. Каньон хорошая лодка только для других рек он, ну и сидеть в нем не так надо как на фото, тогда и удобство появится) Думаю если Тайгу равноценной длынны Каньону так загрузить как загружен Каньон Тайге станет совсем плохо. Не претендую на истину но не смог удержатся прочитав как лодки классом выше опустили вниз.
Хорошая статья и обсуждение. Думаю многие с учетом своего опыта могут почерпнуть здесь что-то полезное для себя.
Полезная и интересная статья! Спасибо. Поселила она во мне тоже мысли — «- А не попробовать ли?..»
В плане надежности лодки с надувным дном однозначно лучше , но сидеть , а тем более ловить рыбу лично мне неудобно. Ущущения , почти как на полу сидишь. В Тайге и Налиме человек сидит на сиденье ( в Тайге оно деревянное ) и есть возможность помянять позу , развернуться почти под 90 гр. , что очень важно при рыбной ловле. Вольный ветер раньше делал баллоны из пленки и вот они действительно лопались . В прошлом году у них была акция по бесплатной замене пленочных баллонов на баллоны из ПУ ткани. Видно наехали на них. Баллон из ткани не лопается и в двухслойных лодках пробить его еще нужно постараться . Лодки с надувным дном обычно делаются по схеме — 3 днищевых и 2 бортовых баллона и если борт быстро спустит , то купание неизбежно , но это его надо ножом полосонуть. Тот же Вольный ветер делает лодки с надувным дном и самоотливом для сложных походов и более простые для рыбалки и походов попроще и прямо об этом говорит . Идеальных лодок не бывает , любая лодка это всегда компромис .
Не буду спорить и разбирать все приведенные тобой доводы, ты ходишь не мало и не редко. Хочу лишь сказать что Тайга предназначена для ПВД и это ее все. Я себя еле уговорил взять Альпаку из за отсутствия надувного дна, но это лодка для длительных пешек с ней на горбу и там уже не до дна. Кстати ругать ПУ пленку ВВ не надо, была одна бракованая партия которую они поменяли бесплатно. У меня лично ПУ и ни каких проблем.
В Т-34 есть регулируемое по месту сиденье и упор для ног.
Что касается самоотлива. Напомню тебе как ты был вынужден выгружаться на берег при спуске от Верхнего к Среднему Ленъявру только для того, чтобы вылить из Налима воду и убедиться, что дно не пробито.
Кстати загрузить Каньон так же как Тайгу не получится в принципе , так как из за надувного дна там меньше внутренний объем , а если превышен лимит груза , то из водостоков будет поступать вода , и человек пятой точкой в луже будет сидеть.
да Тайга не выдержит такого веса как Каньон)
Игорь , так я и пишу о рыбалке на каяке . Если речь идет о сплаве скажем 3к.с. я бы тоже на Налиме или Тайге не пошел , а выбрал бы что нибудь понадежнее . Андрей , а мы туда больше и не ходим , с Верхнего капатультируемся.
Чё вы спорите? Смотрите на фото: Паша довольный, Толик не довольный … Надувное дно наше фсё !
Эт у меня образ такой